Возрождаем боевое искусство украинских рыцарей
И участие в этом принимают… даже девчонки!


До сих пор о павлоградской Школе боевого гопака (ШБГ) я знал понаслышке. Знал немного, ровно столько, что и дальше оставался в плену обывательских иллюзий и стереотипов. Встреча с Сергеем Тищенко, руководителем творческого объединения ШБГ «ХОРС» и ее тренером, позволили мне иначе взглянуть на, казалось бы, уже известные вещи. Да и не только.

За кулисы гопаковской школы, где состоялся наш, к тому времени уже не первый, разговор с Сергеем, я попал однажды вечером. В одном из залов городского валеоцентра полным ходом шла тренировка. Боевое искусство украинских рыцарей старательно осваивали… девушки.

«Дракула» мечтает о карьере учителя

Свое знакомство с воспитанниками я, впрочем, начал не с них, а с 14-летнего «Дракулы» - правой руки тренера (многие ребята имеют здесь собственное «псевдо» – второе имя, как у запорожских казаков). Девятиклассник Артем Бакала – старожил «ХОРСА». В школе он едва ли не со дня ее основания, пришел сюда в октябре 2004 года. Говорит, сперва увидел показательные выступления днепродзержинских гопаковцев на открытии валеоцентра. А после поддался уговорам друга и решил сам попробовать. Отец, правда, хотел видеть сына мастером рукопашного боя, однако, Артема такая перспектива не прельщала. Не стал он продолжать и свои занятия боксом. Теперь ничуть не жалеет, что послушал совет приятеля.

Первая его тренировка, по форме напоминавшая игру, проходила за городом. Два часа ребята были в движении, изучали простейшие элементы боевой техники. На утро, признает Артем, у него болела каждая мышца, каждый сустав. Потом, конечно, втянулся. Регулярные тренировки давались парню не всегда легко. Бывало и такое, что хотелось остаться дома, пропустить разок-другой занятия. «Если бы я поддался этим мыслям, - размышляет гопаковец, - ничего бы у меня в итоге не получилось». Некоторые его друзья, с которыми он вместе начинал этот путь, сошли раньше срока с дистанции. По разным причинам.

Сам же Артем за два с половиной года достиг многого: поднялся на первый уровень боевого мастерства – стал «жовтяком», побывал на семинаре у Верховного Учителя и основателя Центральной Школы боевого гопака Владимира Пилата, съездил в 2005 году вместе с побратимами на «Евровидение» в Киев. Сейчас он возглавляет чету «Скифов» - одну из четырех групп павлоградской Школы. У Артема много планов, и он мечтает повторить карьерный путь своего тренера.

Вчера была балериной, сегодня она – «новая амазонка»

Один из стереотипов, с которым пришлось расстаться, общаясь с павлоградскими гопаковцами, что боевое искусство - дело сугубо мужское. Как бы не так! Пример Юли и Саши, воспитанниц четы «Славія», подтверждает совершенно обратное. Саша Пивовар в школе столько же, сколько и Артем. Она младше его на целый год. Говорит, что и раньше тяготела к спортивным единоборствам, но только в «ХОРСе» смогла себя реализовать. Саше по душе здешняя система воспитания, которая на первый план ставит человека, и лишь потом готовит из него бойца. Дома дочкино увлечение более всего поддерживает папа, очевидно, полагая, что гопаковская наука для нее не будет лишней.

16-летняя подруга Саши Юля Бабенко в «ХОРСе» только несколько месяцев. Своим появлением здесь она обязана родному брату. Сам однажды увлекшись боевым искусством, он спустя время сумел приобщить к нему и сестру. До того, как идти в валеоцентр, Юля пробовала свои силы в бальных танцах и балете. «Теперь я с нетерпением жду каждую тренировку», - говорит девушка, но тут же признает, что соблюсти жесткий график занятий ей удается не всегда. Смысл регулярных посещений школы она, как и Саша, видит не только в физическом совершенствовании, но и в воспитании духа. Эту истину Юля поняла не сразу. Поначалу стиль боевого гопака привлекал ее своей внешней экзотикой. Общаясь с ребятами, которых здесь еще называют побратимами, Юля нисколько не комплексует. Напротив, работать с ними в паре ей нравится – есть ощущение, что тебе противостоит физически сильный соперник. В своей девичьей чете Юля самая старшая.

«Мы не спортивная секция – мы школа!»

Безусловно, обучать ребят и девушек боевому искусству приходится с учетом их половых различий. Скажем, в мужских четах техника применяется более жесткая, силовая. У девушек движения мягче и пластичнее, на первое место здесь выходит показательность. Сергей Тищенко часто повторяет, что его школа – это не спортивная секция, где контактные поединки практикуют едва ли не с первого дня занятий. Вступать в реальный бой его воспитанникам позволено лишь с 14 лет. До этих пор ребята совершенствуют технику и личностно взрослеют. «Если ребенку разрешить драться немедленно, без подготовки, - считает Сергей, - он может получить психологическую травму». Некоторые родители, похоже, не всегда это понимают. Приводят десятилетнюю детвору и просят ее вышколить в контактных поединках. Тренеру приходится разъяснять нетерпеливым папам философию гопаковского воспитания.

Занятия в «ХОРСе» начинаются с молитвы. У каждого она своя: кто-то обращается к Богу, для кого-то это просто минутный аутотренинг. «За три года у нас образовался достаточно сплоченный коллектив, который уже имеет свои традиции», - говорит Сергей. В их числе – вручение почетного пояса победителям соревнований и использование собственной спортивной формы. В «ХОРСе» она двух видов: так называемый синий однострой необходим для тренировок, белый – воспитанники одевают во время показательных выступлений.

Сергей Тищенко мечтает открыть в центре города одну из ее ячеек. Проблема лишь в том, признает руководитель, что осуществить эту идею сейчас вряд ли возможно – нет тренерских кадров. Набирается опыта Артем Бакала – парень способный и перспективный. Возможно, со временем именно он составит тренерскую компанию Сергею. Сам Сергей с оптимизмом смотрит в завтрашний день Школы. «Во всем мире известна наша самобытная культура, - говорит руководитель «ХОРСа». – Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны беречь и развивать свои традиции. В том числе традиции национального боевого искусства, каким сегодня есть боевой гопак.

11 февраля в павлоградской ШБГ «ХОРС», прошли квалификационные экзамены. 16 мальчишкам и девчонкам присвоен уровень «жовтяка» (в общепринятой спортивной классификации – 3 разряд).

Справка «ПВ»:

Боевой гопак представляет собой систему физических, умственных и духовных знаний, основанных на тысячелетних традициях наших предков – скифских воинов, древне-русских дружинников и запорожских казаков. Своим появлением в том виде, как сейчас, БГ обязан Владимиру Пилату – мастеру боевых искусств и основателю Центральной «Школы Бойового Гопака» во Львове. Дата открытия экспериментальной Школы приходится на 1985 год. В 2001 году гопаковцы удивили многих знатоков единоборств, заняв третье место на 4-м всемирном фестивале боевых искусств в Южной Корее. Тогда же была создана и Международная Федерация Боевого Гопака. В Павлограде этот вид единоборств пробил себе дорогу совсем недавно. Городская Школа БГ «ХОРС» (один из синонимов слова «волк») открылась здесь в сентябре 2004 года. Создана она была на базе городского валеоцентра. Руководителем творческого объединения ШБГ и ее тренером стал Сергей Тищенко. Сейчас в Школе четыре группы – «четы», в которых занимаются порядка 60 человек. Одна из них состоит из девочек.

[...]
Начало
[383] [ 384 ] [ 385 ] [ 386 ] [ 387 ] [ 388 ] [ 389 ] [ 390 ] [ 391 ] [ 392 ] [ 393 ] [ 394 ] [ 395 ] [ 396 ] [ 397 ] [ 398 ] [ 399 ] [ 400 ] [ 401 ] [ 402 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua