Пройдусь по Дудаева, сверну на Шухевичей...


Когда я, отправляясь в Ивано-Франковск, похвастался этой новостью одному своему знакомому, он мне откровенно посочувствовал. Дескать, в лапы к бандеровцам едешь. Смотри там, будь осторожен, лишнего не болтай, зря по городу не шатайся. Говори только на украинском.

Что он имел в виду на счет лишнего, я не стал спрашивать - и так было понятно. С другой стороны, парень искренне верил в то, чему его научили некоторые наши политики-мифотворцы. Если бы он знал, по каким уголкам бандеровского края я буду путешествовать и с какими людьми встречаться, причем, с огромным удовольствием, наверняка бы во мне разочаровался. Впрочем, это его дело.

"...мы немало бед здесь наделали - теперь расплачиваемся"

Полчаса назад я выбрался из гостиницы и отправился в путь. Мне действительно хотелось увидеть живьем "вражескую" топонимику западноукраинского областного центра. Карта Ивано-Франковска была со мной, так что заблудиться вряд ли получится. Город, к тому же, сравнительно небольшой (232 тысячи населения) и компактный. Единственный дискомфорт создает холодный сентябрьский дождь.

Пройдусь по Дудаева, сверну на Шухевичей... А вот в этот дворик на улице Степана Бандеры (бывшая Куйбышева), мне, кажется, стоит заглянуть - просто поговорить с кем-нибудь из местных. О житии-бытии, к примеру. Или о лидере Организации украинских националистов (ОУН), чье имя носит их улица. Что-то они об этом скажут?

Двухэтажный дом на четыре семьи, совсем старый. Серо-желтого цвета. Во дворе под дождем копошится то ли с мусором, то ли с растениями немолодая уже женщина. "Доброго дня вам", - я представляюсь и сообщаю о цели своего визита. Женщину зовут пани Валентина.

"Бандера? Ну, как вам сказать... Я, чтобы вы знали, этническая русская (батюшки! А на украинском, как на родном говорит! - прим.авт). В этом вопросе держу нейтралитет. Хоть мне кажется, у каждого народа должны быть свои герои. Пусть Бандера и не сделал много добра для Украины, но он боролся за ее "самостийнисть".

Вот уж не ожидал услышать такой оценки от коренной русской! Может, и сам привык к стереотипам? Ну, а как на счет языковых и прочих притеснений, любопытствую я у пани Валентины? "Да есть, конечно, дискомфорт для русских. Иной раз слышишь: "москали", "москали...". Но куда деваться. В свое время мы немало бед здесь наделали - теперь расплачиваемся. А Бандера... Вы лучше к соседям моим поднимитесь на второй этаж. Они коренные украинцы, и его действительно почитают".

"Если бы люди на востоке знали всю правду о нашей истории..."

Моя собеседница не ошиблась: в квартире наверху портрет провидныка ОУН стоит на видном месте - за стеклом в серванте. "Это моему внуку партийцы подарили, - говорит хозяйка пани Ольга. - Внук у меня в "Свободе" (политическая партия). Степана Бандеру мы воспринимаем как великого украинца, и рады, что наша улица носит его имя..."

Пани Ольга родом с Тернопольщины. Вместе с мужем приехала сюда, в Ивано-Франковск (тогда Станислав), в начале 50-х. На ее глазах сменилось четыре режима. До замужества они с семьей жили под поляками. Говорит, у отца было свое поле, сад и пасека. Материальных трудностей не испытывали. Отец был верующим и образованным человеком. Болел душой за Украину, за что однажды и пострадал - польские власти его арестовали.

Советы, которые пришли на эти земли в 1939-м, отобрали у семьи пани Ольги почти все имущество. Загнали в колхоз. Нелегко жилось им и при немцах, хоть те особо и не угнетали тернопольских селян. Ограничивались продналогом... После войны прошла новая волна коллективизации. В Ивано-Франковске, как и во всем СССР, в магазинах стояли очереди, и был хронический дефицит.

"Я не скажу, что мне сегодня тяжко, - размышляет пани Ольга. - После того, что я пережила в советские годы, сколько выстояла за теми продуктами, мне кажется, что я живу даже очень хорошо. У нас с мужем пенсия, дети работают... А под Россию я больше не хочу. Боже сохрани. Меня уже Россия научила. И моих детей. Мы верующая семья, и нам важно свободно ходить в церковь. При коммунистах мою дочь-комсомолку за это преследовали. Если б те времена, не дай Бог, вернулись, я бы, наверное, и в могиле покоя не знала..."

И снова к личности Степана Бандеры. "Везде были перекосы, - признает пани Ольга. - И среди бандеровцев находились плохие люди. Но сама идея независимой Украины была справедливая. Если бы люди на востоке знали всю правду о нашей истории, они бы иначе о нас думали".

Ну, а как на счет популярного тезиса: "Схід и Захід разом"? Пани Ольга философствует: "И там и тут живут наши люди. Не чужие друг другу. Это все наша земля. И русским на ней тоже есть место, и полякам. Мы, вот, с нашей соседкой живем в согласии... Простым людям много легче найти общий язык, лишь бы политики тому не мешали. Я думаю - если бы они в Верховной Раде объединились за Украину, а не тянули ее в разные стороны, то на Украине был бы мед. У нас ведь все есть, что нам еще надо?"

На улице продолжает моросить дождь. Погодка явно не прогулочная, однако, я не спешу возвращаться в гостиницу. Еще успею обсохнуть и отогреться. От дома, в котором мирно соседствуют пани Валентина и пани Ольга - русская и украинка, - я двигаюсь дальше: по Степана Бандеры, на Коновальца и в центр, к Сичевым Стрельцам, где располагаются мои галицкие коллеги-журналисты. Нам с ними тоже есть, о чем сегодня поговорить...

Материал подготовлен в рамках медиа-проекта "Журналістський обмін інформацією та професійним досвідом: Схід і Захід - разом" Центра информационных исследований "Меридиан" при содействии МФ "Відродження" и Агентства международного развития США.

[...]
Начало
[3208] [ 3209 ] [ 3210 ] [ 3211 ] [ 3212 ] [ 3213 ] [ 3214 ] [ 3215 ] [ 3216 ] [ 3217 ] [ 3218 ] [ 3219 ] [ 3220 ] [ 3221 ] [ 3222 ] [ 3223 ] [ 3224 ] [ 3225 ] [ 3226 ] [ 3227 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua