"Слава Ису...!" "Навеки слава!"
Мы часто восхищаемся заморской экзотикой, а своей земли толком не знаем


Автобус из Верховины в Ивано-Франковск отправлялся затемно. Сразу за райцентром к нам подсела молодая девушка, лет 15-16. Школьница или студентка. Она осталась стоять в переполненном салоне и за время пути, глядя в окно, не единожды себя перекрестила. Внимание на нее обратил, кажется, только я.

Столь богобоязненные, без показного пафоса и фальши, тинейджеры у нас, на востоке, большая редкость. Если таковые вообще существуют. Уверен, окажись эта гуцулка в маршрутке "Павлоград - Юрьевка", пассажиры бы долго не сводили с нее глаз. Вот такие мы, стало быть, разные. И вера у нас одна, а веруем мы то ли с неодинаковой глубиной, то ли по иным правилам. Или не веруем, а только делаем вид?

Стоят они вдоль дорог, на каждом перекрестке...

В карпатских селах, как и во всей западной Украине, капличек (миниатюрная часовенка, молельня) не сосчитать. Они стоят вдоль больших и малых дорог, на въезде и выезде из каждого населенного пункта. Белоснежные, чистенькие, с фигурой Божьей Матери внутри. Есть и совсем скромные - деревянные, без лишних украшений.

Ставят их всей громадой и в индивидуальном порядке. Светские и церковные власти к этим инициативам снизу, похоже, мало причастны. В материальном, не духовном смысле. Проходя мимо храмов и капличек, местный народ привычно осеняет себя крестным знамением. Для гуцула это - как глотнуть свежего горного воздуха...

"Слава Ису...!" "Навеки слава!" Доброго здравия в качестве приветствия здесь мало кто желает. Не принято. И это еще одна отличительная черта карпатцев, связанная с их религиозными чувствами и историей края. Искренность их веры не зависит от достатка и социального положения. Образок Матери Господней есть в каждой гуцульской хате. И вновь-таки, это не дань моде.

Недостаток "колхозно-пролетарского" воспитания?

О бытовой культуре западноукраинских городов и сел можно говорить много. Понятно, что плевать себе под ноги и гадить у забора соседа - наша общенациональная черта. Но только мы, "схидняки", делаем это с каким-то варварским упоением. "Западенским" газдыням и вуйкам нас здесь не перещеголять: их села и обочины трасс не обезображены кучами из мусорных пакетов, пластиковых бутылок и прочих отходов жизнедеятельности. Стесняются они, что ли, свинячить? Или страх Божий удерживает их от греха? А, может, сказывается недостаток "колхозно-пролетарского" воспитания?

И еще из наблюдений на эту же тему. Мат для связки слов и как способ вербальной передачи мироощущения гуцулам, естественно, знаком. И они им умело пользуются, можете не сомневаться! Если считать их за это словоблудами, то мы с нашими бесконечными "пи-пи-пи" в разговоре давно должны были бы гореть в аду. Недавно я имел удовольствие провести целый день в компании четырех верховинских мужиков. Заядлых матерщинников среди них не оказалось. Может, мне просто повезло?

"Какие мы есть? Да, наверное, самые темпераментные..."

Что касается здешнего быта, то жизнь в карпатских приселках (хуторах) больше похожа на экстрим. И не только потому, что горы высоко: местный люд издавна приловчился лазать по крутым склонам. В горах во время непогоды, когда дрожит и движется земля, бывает не просто страшно - жутко. Нам, жителям степных равнин, это трудно понять. Большая вода горных потоков нам, слава Богу, тоже не грозит...

Придирчивые туристы в верховинских приселках - нечастые гости. Да и зачем им сюда ходить? Буклетную картинку из "Теней забытых предков" они, если захотят, могут увидеть и в другом месте. Поближе к асфальтовым дорогам и удобствам цивилизации. Там, в теплом отельчике, их угостят национальными блюдами - книшом (запеканкой на основе кукурузной муки с добавлением сала и брынзы) и банушем (блюдом, типа нашей мамалыги, из сливок, кукурузной муки и брынзы).

Дальние села и приселки стоят в стороне от престижных курортов. Настоящая, незаретушированная правда живет здесь в своем неприкрытом, обнаженном виде. Она не одета в фестивальные костюмы и не поет на заказ национальные песни.

"Какие мы есть? Да, наверное, самые темпераментные и самые гостеприимные из всех украинцев. Хотя природной хитрости у нас тоже не отнять", - говорил мне мой сосед по автобусу, с которым мы ехали рано утром из Верховины (кстати, до 1963 года этот населенный пункт именовался Жабье) в область. Девушка, на которую я прежде обратил внимание, теперь сидела неподалеку на освободившемся месте и слушала плеер. Ни дать, ни взять - типичная павлоградка!

Справка "ПВ":

Гуцулы - этнографическая группа украинцев, которые живут в Карпатах: Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областях Украины; севере Румынии - марморосские гуцули. Предками гуцулов, вероятно, были племена восточных славян - уличей и тиверцев.

Материал подготовлен в рамках медиа-проекта "Журналістський обмін інформацією та професійним досвідом: Схід і Захід - разом" Центра информационных исследований "Меридиан" при содействии МФ "Відродження" и Агентства международного развития США.

[...]
Начало
[3172] [ 3173 ] [ 3174 ] [ 3175 ] [ 3176 ] [ 3177 ] [ 3178 ] [ 3179 ] [ 3180 ] [ 3181 ] [ 3182 ] [ 3183 ] [ 3184 ] [ 3185 ] [ 3186 ] [ 3187 ] [ 3188 ] [ 3189 ] [ 3190 ] [ 3191 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua