Внешняя политика Европейского Союза


Украина приняла участие в заседании министерского совета европейского Энергетического сообщества

27 июня Украина, в статусе наблюдателя, приняла участие в заседании министерского совета европейского Энергетического сообщества, состоявшемся в Брюсселе. На заседании были обсуждены вопросы дальнейшей интеграции рынков электроэнергии стран юго-восточной Европы с государствами Европейского Союза.

Напомним, что в европейское Энергетическое сообщество входят 27 государств- членов ЕС, а также все государства балканского региона (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, бывшая Югославская Республика Македония, Черногория, Сербия и Миссия ООН в Косово). Европейская Комиссия неоднократно заявляла о своем стремлении к расширению Энергетического сообщества, в частности к вступлению в него Норвегии, Турции, Молдовы и Украины, ныне являющихся в этой организации государствами- наблюдателями.

Внутренние процессы Европейского Союза

Экономика

Налоги в ЕС составляют почти 40% от ВВП

В 2005 году в большинстве стран ЕС приостановился процесс снижения фискального прессинга и теперь уровень налогов в ЕС снова начинает понемногу расти. Об этом свидетельствуют данные Евростата, обнародованные 26 июня. По информации статистической службы ЕС, в 2006 году общий объем налогов, заплаченных гражданами ЕС, составлял 39,9% от ВВП Европейского Союза. Это на 0,6 процентных пункта выше, чем в 2005 году (39,3%).

В то же время эта цифра существенно меньше уровня 1996 года (40,3% от ВВП) и 1999 года (41%), когда был зафиксирован пик налогового прессинга в ЕС.

С 1999 года в большинстве стран-членов ЕС налоги начали снижаться, однако эта тенденция приостановилась в 2006 году.

По данным Евростата, наименьшее соотношение уровня налогов к ВВП существует в новых государствах ЕС - Румынии (28,6%), Словакии (29,3%) и Литве (29,7%), а наибольшее - в странах с социально ориентированной экономикой, таких как Дания (49,1%) и Швеция (48,9%).

Самое значительное падение налогового груза за десять лет Евростат зафиксировал в Словакии (29,3% в 2006 году после 39,4% - в 1996) и Эстонии (31% в 2006 после 35,1% в 1996).

Бизнес

В ЕС упростятся процедуры государственных закупок для малых и средних предприятий?

Облегчение процедур государственных закупок для малых и средних предприятий (МСП) является одним из ключевых элементов законодательного пакета о малом бизнесе (Small Business Act), предложенном Европейской Комиссией 25 июня. По оценкам Комиссии, главной преградой для европейских МСП, желающих принять участие в тендерах на государственные закупки, являются не проблемы с выполнением соответствующих директив ЕС, а недостаточно эффективная культура проведения закупок, которая существует в государствах-членах ЕС.

Для улучшения этой культуры Европейская Комиссия опубликовала "Европейский кодекс лучших практик по улучшению доступа МСП к контрактам государственных закупок". Этот кодекс позволит государствам ЕС сделать свои процедуры максимально открытыми для малых и средних предприятий ЕС, создающих большинство рабочих мест на европейском рынке труда. Напомним, что сам рынок государственных закупок ЕС достигает более 1,8 триллионов евро, что составляет 16% ВВП ЕС.

NewsCorp и Premiere AG: Еврокомиссия разрешает поглощение Желание американского медиа-гиганта News Corporation (NewsCorp) приобрести немецкого оператора платного телевидения Premiere AG не противоречит праву ЕС о слиянии и поглощении компаний.

Об этом Европейская Комиссия объявила 25 июня. В то же время Европейская Комиссия обязала субъектов соглашения обеспечить возможность доступа третьих компаний к спутниковой платформе Premiere AG. По мнению Комиссии, это не позволит укрепить доминантную позицию оператора Premiere на немецком рынке платного телевидения. Усиление доминантной позиции несло бы в себе риск искажения конкуренции на этом сегменте рынка, считает Еврокомиссия.

Транспорт

"Единое европейское небо - ІІ": на пути к более эффективному авиационному транспорту

25 июня Европейская Комиссия выступила с новым пакетом норм, нацеленных на повышение эффективности европейского авиационного транспорта. В этом пакете Комиссия предлагает создать новую технологическую платформу SESAR (Единая исследовательская сеть управления авиатранспортом - Single European Sky Air Traffic Management Research), которая позволит улучшить управление авиационными транспортными потоками внутри ЕС.

Комиссия также предлагает ввести четкие нормы, регулирующие пропускную способность аэропортов, в частности количество взлетно-посадочных линий, позволяющее существенно увеличить количество рейсов и избегать задержек авиаперелетов.

Еще один элемент новых норм - уменьшение уровня эмиссии СО2, вызываемой авиационным транспортом. По оценкам Комиссии, выполнение этих норм позволит уменьшить уровень выбросов по меньшей мере на 10%, то есть на 10 миллионов тонн СО2 в год.

Европейский Парламент: автомобили с меньшим уровнем выбросов СО2 выгодны водителям

По дорогам ЕС на сегодняшний день ездят 220 миллионов автомобилей, которые являются причиной 12% всех выбросов СО2 в Европейском Союзе. На прошлой неделе депутаты Европейского Парламента собрались для обсуждения предложений Еврокомиссии по уменьшению уровня эмиссии. Докладчик от Европейского Парламента, итальянский социалист Гвидо Саккони предложил определить график снижения эмиссии, согласно которому в 2020 году европейские машины должны достичь среднего уровня выбросов в 95 грамм на километр. Для сравнения, сегодня средний уровень эмиссии составляет 160 грамм СО2 на километр.

В то же время, согласно предложению Комиссии, поддержанному Европейским Парламентом, средний уровень выбросов в новых автомобилях, которые будут производиться в ЕС начиная с 2012 года, не должен превышать 120 грамм на километр.

По мнению Саккони, автомобили с меньшим уровнем выбросов будут выгодны водителям. Несмотря на то, что цена на машины с более эффективными двигателями и лучшей системой экономии энергии может вырасти на 6%, водители смогут больше экономить на топливе. В условиях роста цен на нефть и нефтепродукты автомобили с меньшим уровнем потребления топлива и меньшим уровнем эмиссии могут стать чрезвычайно выгодными для потребителей, считает Саккони.

Телекоммуникации

Телефония: европейцы отдают предпочтение мобильным телефонам и звонкам через Интернет

Мобильные телефоны и звонки через Интернет постепенно вытесняют традиционную стационарную телефонию в ЕС.

Об этом свидетельствует исследование Европейской Комиссии, обнародованное 27 июня.

По данным исследования, 24% европейских домохозяйств отказываются от стационарных телефонов в пользу мобильной связи. 22% семей регулярно используют свой компьютер для телефонных звонков, причем самым популярным этот сервис является в новейших государствах ЕС - Латвии (58%), Литве (51%), Чехии (50%), Польше (49%) и Болгарии (46%). Интересной тенденцией является увеличение популярности смешанных медиа- пакетов: 29% европейских домохозяйств покупают несколько продуктов (телефония, Интернет, телевидение) у одного провайдера, причем за полгода это количество выросло на 9%.

Телевидение также перестает быть сосредоточенным на одном типе сигнала: 10% европейских домохозяйств пользуются дома несколькими технологиями (эфирным, кабельным, спутниковым и Интернет-телевидением); во многих странах доля домохозяйств, пользующихся несколькими технологиями получения телесигнала, значительно выше - например, во Франции (25%), в Соединенном Королевстве (22%), в Италии (19%), Швеции (19%) и на Кипре (16%).

Еврокомиссия стремится снизить плату за мобильную связь

В обычной квитанции за звонок по мобильному телефону содержится и та сумма, которую должен оплатить оператор пользователя за звонок в другую сеть. Эта цена определяется оптовыми тарифами, работающими между операторами, которые часто регулируются законодательством конкретного государства. Для снижения этих тарифов Европейская Комиссия организовала 26 июня общественные консультации, нацеленные на урегулирование тарифов на мобильную связь внутри ЕС.

По словам Вивьен Рединг, Европейского Комиссара по вопросам телекоммуникаций и информационного общества, благодаря новым правилам, которые могут быть введены в ЕС, в течение последующих трех лет цена на звонки с мобильных телефонов может снизиться на 70%.

Общественное мнение

Евробарометр: европейцы опасаются роста инфляции

Около 46% граждан ЕС считают, что в следующем году ситуация в экономике их страны ухудшится, и лишь 16% верят, что она изменится к лучшему.

Об этом свидетельствует очередное регулярное исследование Евробарометра (европейской службы исследования общественного мнения), опубликованное 24 июня. Полгода назад, осенью 2007 года, доля людей, негативно оценивающих перспективы экономического развития своей страны, была значительно ниже (лишь 26%), а доля оптимистов - выше (24%).

Отвечая на вопрос, что именно на сегодняшний день является самой острой проблемой их родной страны, европейцы чаще всего называют инфляцию (37%) и безработицу (24%), причем полгода назад эти цифры составляли, соответственно, 26% и 27%.

Несмотря на пессимизм относительно экономики их родной страны, европейцы продолжают верить ЕС: у 48% граждан ЕС сложился позитивный образ Европейского Союза (практически без изменений по сравнению с осенью 2007 года), и лишь у 15% - негативный.

Наиболее позитивно относятся к ЕС граждане Румынии (67%) и Ирландии (65%), что не помешало ирландцам отклонить новый Лиссабонский договор ЕС. Уровень доверия к Европейскому Союзу (50%) продолжает превышать уровень доверия к национальному правительству родной страны (32%) и национальному парламенту (34%).

Акцент недели

Из Любляны в Париж: Франция становится новым государством- председателем ЕС

1 июля истек полугодовой срок председательства Словении в Европейском Союзе. Следующие шесть месяцев государством-председателем ЕС будет Франция. Передача эстафеты из Любляны в Париж является не только рутинным событием в ротационной схеме председательства в Совете Европейского Союза. В некоторой степени оно символизирует сам ЕС: один из центров принятия решений перемещается из молодого государства ЕС в одну из стран-основателей Европейских сообществ. Последние полгода были для Европейского Союза во многом уникальными. Впервые председателем Европейского Союза стала славянская страна. Впервые заседания Совета Министров ЕС вело государство, которое двадцать лет назад находилось по ту сторону железного занавеса.

1 января следующего года, когда эстафета перейдет к Чехии, она сможет воспользоваться нынешним словенским опытом. И вполне вероятно, что внешнеполитическим приоритетом чешского председательства будет восточноевропейское направление.

Словения А в течение последних шести месяцев в фокусе внешней политики словенского председательства в ЕС находился Балканский регион.

Это неудивительно: являясь единственной из бывших югославских республик, вступившей четыре года назад в ЕС, Словения стремилась достигнуть максимального приближения остальных балканских стран к Европейскому Союзу. Во многом это ей удалось: большинство стран региона за последние полгода получили более четкие перспективы своих отношений с ЕС. В особенности это касается визовых вопросов: после того, как в январе вступили в силу соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии между ЕС и большинством стран региона (похожие на соглашения, подписанные между ЕС и Украиной), правительство Словении сразу же попыталось ускорить дальнейший процесс. С Сербией, Боснией и Герцеговиной, бывшей Югославской Республикой Македонией и Албанией был начат диалог о будущем введении безвизового режима.

Существенно сдвинулась с места и ситуация с основным правовым обеспечением отношений ЕС со странами региона. С балканскими странами ЕС как правило подписывает специальные Соглашения о стабилизации и ассоциации (ССА), которые ведут государства к получению статуса кандидата на вступление в ЕС. За шесть месяцев словенского председательства такие соглашения были заключены с Сербией и Боснией и Герцеговиной.

Таким образом, на данный момент кроме государства-члена ЕС (Словении), среди стран балканского региона есть два официальных кандидата на вступление (Хорватия и Бывшая Югославская Республика Македония). Остальные (Албания, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория) имеют подписанные Соглашения о стабилизации и ассоциации, которые могут вступить в силу уже в 2008 году. Особая ситуация сложилась в Косово, переговоры о соглашении с которым еще не начались. Однако прорыв в западнобалканском регионе является далеко не единственным достижением словенского председательства в ЕС.

За последние шесть месяцев наконец удалось начать переговоры о новом рамочном соглашении между ЕС и Российской Федерацией. Именно во время словенского председательства удалось разблокировать начало переговорного процесса, который не мог сдвинуться с места в течение двух последних лет. Дипломатия маленькой Словении нашла нужные слова и действия, которые помогли снять последние вето для разблокировки переговорного процесса.

Первый раунд переговоров о новом соглашении с Россией состоится уже во время французского председательства - 4 июля.

(Кстати, именно на плечи Франции ляжет задача положительного толчка в отношениях с новыми лидерами двух крупнейших партнеров ЕС - России и США. Разблокировка переговоров о новом соглашении с Россией связывают с надеждами на Дмитрия Медведева, нового президента Российской Федерации. В ноябре же состоятся выборы президента США - и именно Николя Саркози, в качестве президента Европейского Союза, сможет дать позитивный старт этим отношениям).

Франция

Между двумя амбициозными славянскими председательствами - словенским и чешским - слово получит Франция: страна-основательница Европейских сообществ и один из локомотивов всего европейского проекта.

Париж давно начал готовиться к своему шестимесячному лидерству: фактически за год до него, в августе 2007, Франция опубликовала приоритеты своей политики на второе полугодие 2008. Стремясь преодолеть негативный осадок от французского "нет" на референдуме о ратификации европейской конституции (июнь 2005 года), французский министр иностранных дел Бернар Кушнер отметил, что председательство Франции в ЕС даст возможность "помирить французских граждан с Европой".

Однако за две недели до начала председательства Парижу пришлось вводить в свою повестку дня серьезные изменения.

12 июня граждане Ирландии - единственной из стран ЕС, чья конституция требовала ратификации нового соглашения ЕС на всенародном референдуме - отклонили Лиссабонский договор, который должен был упростить, модернизировать и демократизировать Европейский Союз.

Парадоксально, но недоверие к новому договору сочеталось у ирландцев с позитивным отношением к ЕС и поддержкой членства их страны в Европейском Союзе: согласно последним данным Евробарометра (европейской службы опроса общественного мнения), позитивный образ ЕС имеют 65% ирландцев (это второй показатель в Союзе после Румынии); а более 80% проголосовавших против Лиссабонского договора тем не менее поддерживают членство своей страны в ЕС. Все это, без сомнения, требует от правительства будущей страны-председателя ЕС искусных дипломатических маневров, которые должны сохранить договор, считаясь одновременно с мнением граждан островной страны - ставшей за последние десятилетия одной из самых успешных в ЕС.

Уже на октябрьском саммите ЕС от Ирландии ждут предложений по выходу из ситуации; а в декабре на заключительном для французского председательства заседании Европейского Совета (саммите лидеров стран-членов ЕС) можно будет ожидать появления конкретного плана после ирландского "нет". Неудивительно, что особенные надежды тут связывают с председательством Франции, чья ситуация после неудачи ратификации европейской Конституции в июне 2005 года в чем-то похожа на сегодняшнюю ситуацию Ирландии. Уже 11 июля Николя Саркози посетит Дублин, в частности чтобы понять, насколько это подобие можно использовать.

В то же время роль Франции в ситуации с ирландским "нет" в чем-то близка роли другого "тяжеловеса" ЕС - Германии - в первом полугодии прошлого года, когда ФРГ председательствовала в Совете ЕС. Тогда именно на немецкую дипломатию полагались надежды по преодолению кризиса, возникшего из-за неудачи с ратификацией конституционного договора ЕС. Берлин оправдал надежды: за время председательства Германии был найден компромисс вокруг основных элементов нового договора, и именно в Берлине лидеры ЕС подписали декларацию, открывшую двери переговорам о будущем документе, ныне известном под названием Лиссабонского договора.

Однако Германия вошла в полугодие своего председательства подготовленной и с четким пониманием того, как именно вести переговоры о новом упрощенном договоре. У немцев была серьезная фора: тогда с момента французского и голландского "нет" прошло полтора года, и у лидеров ЕС было достаточно времени на размышления.

Напротив, Париж сегодня оказался в неожиданной ситуации: мало кто в Европе ожидал ирландского "нет", и мало кто может сегодня предложить ясный выход из ситуации.

Ирландский вопрос путает карты французскому председательству, однако вряд ли полностью оставит в тени приоритеты, заявленные французами год назад. Их четыре: активная политика с сфере энергетики и климатических изменений; иммиграция; более интенсивная оборонная интеграция в ЕС; реформа Совместной аграрной политики Союза.

Что касается энергетической и экологической составляющих, то тут намерения Франции имеют под собой хорошо подготовленную почву. Еще в марте 2007 года лидеры ЕС приняли революционный пакет норм, главными элементами которого были уменьшение выбросов СО2 в атмосферу на 20% (до 2020 года) и увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергетике ЕС до 20%. В январе этого года Европейская Комиссия определила четкие ориентиры для каждой страны ЕС по уменьшению выбросов СО2 и развитию возобновляемых источников энергии.

Франция имеет все основания продвигать эти инициативы: ее энергетика, строящаяся в основном на атомных электростанциях, вызывает сравнительно небольшой уровень эмиссии СО2; а французские автомобили относительно чище и экономнее, чем немецкие или британские. Поэтому Париж сам хочет воспользоваться возможностью стать локомотивом в движении к "зеленой" Европе.

В плоскости иммиграционных проблем Париж и Брюссель также имеют много общего. "Соглашения о реадмиссии" и "соглашения о партнерстве по вопросам мобильности" становятся новыми долгосрочными правовыми инструментами в отношениях ЕС с соседями. Для самого Николя Саркози, для которого миграционные вопросы были приоритетными со времен президентской кампании, это будет шанс для разработки наднационального, общеевропейского подхода к миграционной политике. В этом контексте следует, наверное, ожидать дальнейшего развития детища французского президента - инициативы по созданию "Союза для Средиземноморья". Странам ЕС удалось выйти на общее видение новой интеграционной инициативы, предложенной Саркози, и в частности на согласование этого проекта с уже существующем Барселонским процессом.

От уровня успешности действий Парижа в средиземноморском направлении будет, возможно, зависеть и судьба более интересующего Украину и Беларусь "Восточного партнерства", - инициативы Польши и Швеции, импульс которой может дать как французское, так и последующее за ним чешское председательство в ЕС.

Анонсы событий

2 июля: Европейская Комиссия представит в Брюсселе "Обновленную программу действий в сфере социальной политики".

3 июля: в Париже состоится конференция "Кто кормит мир?", посвященная последним тенденциям на мировых аграрных рынках

7 июля: Европейская Комиссия представит предложения по уменьшению ставок ПДВ в ряде сфер

7-9 июля: саммит Большой Восьмерки в Японии

8 июля: министры финансов государств-членов ЕС планируют принять решение о вступлении Словакии в зону евро (с 1 января 2009 года). 11 июля: конференция международных финансовых доноров для помощи Косово

------------------------------------------------

Все материалы данного Вестника ЕС могут быть свободно использованы и перепечатаны (как целиком, так и по отдельности) в электронных и печатных СМИ, а также в любых других информационных проектах и сообщениях. Использование этих материалов должно осуществляться со ссылкой на Представительство Европейской Комиссии в Украине и Беларуси. Представительство всецело приветствует максимально широкое распространение его информационной продукции среди украинских и белорусских СМИ, органов государственной и местной власти, аналитических центров, образовательных учреждений и т.д.

[...]
Начало
[2905] [ 2906 ] [ 2907 ] [ 2908 ] [ 2909 ] [ 2910 ] [ 2911 ] [ 2912 ] [ 2913 ] [ 2914 ] [ 2915 ] [ 2916 ] [ 2917 ] [ 2918 ] [ 2919 ] [ 2920 ] [ 2921 ] [ 2922 ] [ 2923 ] [ 2924 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua