Свое золото Кармелюк зарыл под Кочережками?!
Старую легенду об этом попытался проверить корреспондент "ПВ"


В Кочережском лесу, там, где Самара встречается с Волчьей, и где легко заблудиться без провожатого, была когда-то криница, а над ней стоял дубовый сруб. Говорили, что его поставил сам Устим Кармелюк, когда укрывался здесь со своими побратимами от преследователей.

А еще старые люди рассказывали, что неподалеку лесного источника крестьянский вожак спрятал золотые монеты, отнятые им у родовитых шляхтичей. Вот только найти эти сокровища никому до сих пор не удавалось...

Примерно так звучит легенда о "кринице Кармелюка", записанная местными краеведами со слов ныне покойного булаховского старожила Владимира Дудника.

Ориентир - на "бабье колено"!

Что и говорить, предание, если оно действительно существовало, больше походит на сказку. Услышав его, всякий мало-мальски грамотный исследователь лишь усмехнется: сначала, мол, докажите, что Кармелюк вообще бывал в Приднепровье, а уж потом говорите о кринице и золоте. Собственно, почему бы и нет? Ведь если покопаться в биографии украинского Робин Гуда, то можно и не такое еще допустить. Но об этом чуть позже.

На крючок заманчивого пересказа я попадаюсь довольно легко. Дело, разумеется, не в спрятанных сокровищах - просто охота на месте воссоздать легенду. В проводники беру своего булаховского знакомого Дениса. Парень он толковый, хорошо знает здешнюю топографию, к тому же, сам большой любитель приключений. С таким в лесу, точно, не соскучишься. Да и заблудиться он не даст.

Все наше снаряжение - два горных велосипеда, мой фотоаппарат и парочка бутылок минералки - как тут без нее! В путешествие "за скарбами Кармелюка" мы отправляемся рано утром. Ориентиром нам служит "бабье колено" - народное название крутого изгиба русла Самары.

По одному из преданий, в старину сюда из Кочережек приходили женщины. С собой они приносили корзины белья, спускались к мелководью, подбирали подолы своих длинных юбок и затевали большую стирку. Мужики, которые рыбачили неподалеку, за поворотом ("дедово колено"!), частенько подглядывали за ними. Очевидно, им было на что смотреть!

В печатном варианте легенды нет точных координат "Кармелюковой криницы". Однако близкие родственники В.Дудника говорят, что дедушка связывал ее местонахождение именно с этим участком леса.

Мы сворачиваем с асфальта на грунтовку и крутим педали в сторону речки. Километр езды по присамарским джунглям с их цветами, запахами и звуками для меня, закоренелого горожанина, настоящий глоток свежего воздуха. Одного этого достаточно, чтобы поверить в мавок, леших и какую угодно легенду.

Сколько веков, а может, и тысячелетий стоит здесь этот природный дендропарк - вопрос уже к специалистам. Хочется верить, что 200 лет назад под Кочережками (а они возникли еще раньше) знаменитому разбойнику с Подолья было, где спрятаться от царских жандармов.

"Копнуть бы здесь поглубже..."

На полпути Денис притормаживает. "Хочу показать кое-что любопытное", - объясняет он, спешивается со своего железного коня, ступает на обочину - и мигом утопает в густых зеленых зарослях. "Кое-что любопытное" - это полуметровой глубины канава, семь метров в длину и три в ширину. Со дна ее торчат молоденькие деревца, на краю высится здоровенный дуб.

"На военный окоп или укрепление не похоже, - размышляет Денис. - Зачем они в лесу? Партизанская землянка тоже иначе бы выглядела. Одно ясно - человек к этому руку свою приложил". Мой провожатый спускается вниз, исследует дно ямы: "Копнуть бы здесь поглубже. Может, что и нашли бы".

Связь нашей находки с Кармелюком весьма призрачна. Как-никак два столетия минуло, за это время не то, что яма, весь лесной ландшафт мог измениться. Метров через 300, у самого берега Самары Денис показывает мне еще одну рукотворную канаву. Эта имеет форму буквы "г". Кому и зачем понадобилось их выкапывать, остается для нас загадкой.

"Бабье колено" - конечная точка нашей "разведывательной" экспедиции. Криница Кармелюка, о которой говорится в легенде, должна быть где-то здесь. Мы с Денисом останавливаемся на пригорке перед речкой. Судя по остаткам чьего-то кострища, место это и теперь в народе популярное. Отдыхающим - настоящая благодать! Вот только криницей здесь, похоже, и не пахнет. Ни одного хоть какого-нибудь, самого незначительного намека на старую копанку. Хотя тот же Владимир Петрович, оставивший после себя красивую легенду, признавался, что сам пил из криницы Кармелюка целебную воду.

Первый блин комом

В Булаховке, где жил, к сожалению, ничего не слышали о народном мстителе и его лесных тайниках. Возвращаясь к началу нашего недолгого путешествия, мы с моим проводником заглядываем к Зинаиде Александровне - местной жительнице, не один десяток лет проработавшей в Павлоградском лесхозе и знакомой с каждым квадратным метром Кочережского леса.

Увы, порадовать чем-то стоящим она нас тоже не в силах. Вот где растет единственный в лесу куст калины, показать готова, а что касается кармелюковой криницы - тут уж увольте. Происхождение таинственных канав, над которыми мы с Денисом до сих пор ломали голову, Зинаида Александровна объясняет весьма прозаично: дескать, это в советские годы постарались студенты днепропетровского университета. Приехали на место, провели какие-то свои научные исследования, выкопали парочку окопов.

Мы с Денисом только разводим руками: с первой попытки найти подтверждения красивой легенде нам не удалось. Что ж, будем искать, как говаривал герой знаменитой гайдаевской комедии. Авось, когда-нибудь да повезет. Пусть даже и не нам - мы не обидимся.

А теперь, что касается вероятности пребывания Устима Кармелюка в наших краях. За убийства и разбой непокорного крепостного, воспетого в народном эпосе как борца с социальной несправедливостью, четырежды наказывали каторгой. И все четыре раза он бежал - из Сибири на Правобережную Украину. О маршрутах следования беглого каторжника точной информации нет. Но вполне вероятно, что территорию нынешнего Приднепровья Устим Кармелюк пересекал, и не один раз. А раз так, то мог какое-то время жить и у нас.

Историки говорят, что за четверть столетия разбойничества украинский Робин Гуд так и не нажил себе состояния. После его смерти при нем нашли только девять рублей серебром - все его сокровища. Остальное ушло на подкупы, плату за приют, харчи и различные услуги. А может, кое-что подольский вожак все же успел припрятать? Скажем, в лесу под Кочережками? Где течет Самара, и растут вековые дубы...

Справка "ПВ":

Устим Кармелюк (Севастьян Карманюк, годы жизни: 1787 - 1835) - выходец из Правобережной Украины. В советских учебниках истории упоминается как лидер крестьянского антикрепостнического движения на Подолье в первой трети 19 века. Под его началом выступало более 20 тысяч повстанцев. Более поздние исследования говорят о Кармелюке как об уголовном авторитете, нагонявшем страх не только на панство, но и на классово близких ему крестьян.

[...]
Начало
[2878] [ 2879 ] [ 2880 ] [ 2881 ] [ 2882 ] [ 2883 ] [ 2884 ] [ 2885 ] [ 2886 ] [ 2887 ] [ 2888 ] [ 2889 ] [ 2890 ] [ 2891 ] [ 2892 ] [ 2893 ] [ 2894 ] [ 2895 ] [ 2896 ] [ 2897 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua