Внешняя политика Европейского Союза


Внешние инвестиции

В прошлом году внешние инвестиции ЕС выросли на 53%

ЕС инвестирует все больше средств за пределы своей экономики, однако львиная доля этих инвестиций продолжает отправляться в Соединенные Штаты Америки. Об этом свидетельствует информация об уровне внешних прямых инвестиций (foreign direct investment - FDI) ЕС в прошлом году, которую Евростат опубликовал 19 мая. По данным статистической службы Союза, в 2007 году страны ЕС в целом инвестировали за пределы Союза 420 миллиардов евро, что на 53% процента больше, нежели в 2006 (275 миллиардов).

В списке государств, которые чаще всего получают европейские инвестиции, лидерские позиции уверенно занимают Соединенные Штаты Америки (112,6 миллиардов евро в 2007 году), от которых существенно отстают Канада (58,3 миллиардов) и Швейцария (34 миллиарда).

Также в десятке самых популярных объектов внимания европейских инвесторов - Россия (17,1 миллиардов евро), Индия (10,9 миллиардов), Бразилия (7,1 миллиардов) и Гонконг (6 миллиардов).

Интересно, что в этом списке куда более скромное место занимает Китай (в эту страну в прошлом году ЕС инвестировал 1,8 миллиард евро), а из японской экономики европейцы даже начали забирать средства (-1,9 миллиардов евро в 2007 году). Среди крупнейших инвесторов в экономику ЕС лидерские позиции имеют, опять-таки, США (144,5 миллиардов евро), от которых существенно отстают Швейцария (28,6 миллиардов), Япония (17,8 миллиардов), Индия (9,5 миллиардов), Канада (9 миллиардов) и Бразилия (1,9 миллиардов). Китайской экономике принадлежит, опять же, относительно скромное место в списке главных инвесторов в экономику Союза (500 миллионов евро инвестиций в ЕС в прошлом году).

Прошлогодними странами-лидерами в инвестициях за пределы ЕС являются Соединенное Королевство (121 миллиард евро), Люксембург (78 миллиардов) и Германия (52 миллиарда).

Еще одной интересной тенденцией является преобладание объемов внутренних европейских иностранных инвестиций (между разными странами ЕС) над инвестиционными потоками за пределы Союза: в 2007 году государства ЕС инвестировали в другие страны Союза 552 миллиарда евро, а за пределы ЕС - 419,9 миллиардов; в то же время из других стран Союза они получили 469 миллиардов, и из-за пределов ЕС - 319 миллиардов.

Расширение ЕС

Олли Рен: Турция замедлила процесс реформ

Европейский Комиссар по вопросам расширения ЕС Олли Рен подверг критике правительство Турции за замедление реформ, необходимых для достижения прогресса в переговорах о вступлении государства в ЕС.

В своем выступлении 21 мая перед депутатами Европейского Парламента Комиссар обратил внимание на "медленный темп реформ" в Турции, которые должны обеспечить "трансформацию страны по направлению к открытому и современному обществу". Комиссар напомнил, что на сегодняшний день открыты лишь шесть из тридцати пяти глав переговоров о вступлении Турции в ЕС; еще две главы - о корпоративном праве и об интеллектуальной собственности - могут быть открыты в ближайшее время. Однако по его словам прогресс в этих переговорах зависит от результатов проводимых реформ, являющихся фундаментом интеграции Турции в ЕС.

В то же время Олли Рен приветствовал ряд реформаторских шагов, которые недавно были осуществлены правительством страны для обеспечения большей открытости общества. В частности, внимание Комиссара было уделено пересмотру статьи 301 криминального кодекса Турции, предусматривающей криминальную ответственность для тех, чьи действия или высказывания оскорбляют "турецкость" и турецкое государство.

Переговоры о вступлении Турции в ЕС были официально начаты в 2005 году. Однако в декабре 2006 года восемь из тридцати пяти глав переговорного процесса были заморожены из-за претензий ЕС к недостаточному соблюдению прав человека в Турции и политики Анкары относительно Кипра. Напомним также, что Турция получила статус государства-кандидата на вступление в ЕС еще в 1999 году; а с 1963 года страна имеет с Европейскими Сообществами соглашение об ассоциации.

Россия

ЕС приближается к разблокировке переговорного процесса с Россией

21 мая Комитет постоянных представителей (COREPER) государств-членов ЕС достиг соглашения о единых переговорных позициях Союза по поводу нового рамочного соглашения между ЕС и Российской Федерацией.

Договоренности были достигнуты после того, как был найден компромисс между Литвой и другими странами ЕС по поводу позиций Союза на переговорах с Россией. Окончательно переговорные позиции должны быть утверждены на заседании совета Министров ЕС по общим вопросам и внешним отношениям (GAERC), которое состоится 26 мая.

Напомним, что уже более года Россия и ЕС пытаются начать переговоры о новом договоре, которое должно прийти на смену предыдущему Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, термин действия которого истек еще в 2007 году. Начало переговоров откладывалось из-за осложнений в отношениях между Россией и рядом восточноевропейских государств ЕС - Польшей, Эстонией, а в последнее время - Литвой.

Переговоры о новом соглашении могут начаться на ближайшем саммите ЕС-Россия, который состоится 26-27 июня в Ханты-Мансийске.

Китай

У ЕС много вопросов к торговой политике Китая

23 мая в Женеве состоялось заседание секретариата Всемирной торговой организации, посвященное изучению соответствия торговой политики Китая нормам ВТО. Европейская Комиссия также выступила на заседании, представив более 150-и вопросов о принципах китайской торговой политики и их соответствии международным требованиям.

Комиссия выразила обеспокоенность высоким уровнем государственного вмешательства в китайскую экономику, и прежде всего слишком тесной связью регуляторных институтов с рыночными игроками. Критику со стороны ЕС также вызывает государственный контроль за ценообразованием, вмешательство государства в финансовые рынки, ограничения экспорта и дискриминация иностранных рыночных игроков.

Кроме того, проблемой остаются высокие нетарифные барьеры, а также дискриминационное применение стандартов для национальных и иностранных компаний. По мнению экспертов Европейской Комиссии, из-за подобных правил, ведущих к неосуществленным экспортным возможностям, ЕС теряет около 20 миллиардов евро в год.

Традиционно, хронической проблемой китайской экономики остается несоблюдение норм интеллектуальной собственности.

Напомним, что в рамках ВТО существует механизм так называемого анализа торговой политики (trade policy review - TPR), позволяющий осуществлять регулярный диалог между членами ВТО по торговым вопросам, а также обсудить или уладить торговые споры.

Это уже второй анализ торговой политики Китая с момента вступления этой страны во Всемирную торговую организацию (2001 год).

Развитие

Як достичь развития и экономического роста? - Доклад Комиссии по вопросам роста и развития

23 мая Европейский Комиссар по вопросам региональной политики Данута Хюбнер и всемирно известный экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (2001) Майкл Спенс представили обзор перспектив развития развивающихся стран.

В документе "Доклад о росте: стратегии стабильного роста и недискриминационного развития", подготовленном Комиссией по вопросам роста и развития, эксперты анализируют опыт успешных развивающихся стран, и предлагают свои рекомендации для достижения стабильного развития менее богатых стран мира. Главный акцент доклада сделан на проблемах управления и лидерства. По мнению авторов, успех может сопутствовать лишь странам, чьи лидеры искренне стремятся к развитию, не боятся идти путем проб и ошибок и осуществляют терпеливую и прагматичную политику.

Доклад также делает акцент на роли, которую могут сыграть в развитии развивающихся стран интеграция в мировую экономику, хороший инвестиционный климат и разумная урбанизация развивающихся стран.

Документ предостерегает от чрезмерных субсидий для потребления энергии в развивающихся странах, подчеркивая, что эти средства как правило тратятся не по назначению и оказывают вред как стратегической конкурентоспособности страны, так и окружающей среде. В то же время документ советует тратить больше средств на образование и развитие инфраструктуры развивающихся стран.

Напомним, что Комиссия по делам роста и развития была основана в 2006 году для разработки рекомендаций по политике развития - как в рамках помощи ЕС развивающимся странам, так и в политике самих этих государств. В состав Комиссии входит около 20 ведущих мировых экспертов по экономическим и социальным вопросам, в частности 15 экспертов из развивающихся стран.

Внутренние процессы Европейского Союза

Рынок труда

В ЕС растет уровень занятости, хотя и с меньшей скоростью: Европейская Комиссия

В последние годы в ЕС стабильно растет уровень занятости, хотя его темпы в первом квартале этого года оказались несколько ниже, чем ранее. Об этом свидетельствуют данные динамики на рынке труда ЕС, которые Комиссия обнародовала 19 мая.

По ее данным, в 2007 году количество трудоустроенных в ЕС выросло на 3,3 миллиона человек, достигнув 224,5 миллионов (66% всего трудоспособного населения ЕС). Количество безработных уменьшилось до 16,1 миллиона человек, что составляет 6,7% от всего количество трудоспособного населения (год назад уровень безработицы равнялся 7,4%).

Локомотивами этого процесса являются Германия и Польша: Германия (крупнейшая европейская экономика) - благодаря повышению уровня занятости до 70%; а Польша - благодаря снижению уровня безработицы с рекордных 15-16% два года назад до почти среднеевропейских 7,7%.

Несмотря на позитивные процессы, Комиссия указывает на некоторое замедление роста уровня занятости: если в четвертом квартале прошлого года его темпы составляли 0,4%, то в первом квартале нынешнего они снизились до 0,2%.

"Гибкая защищенность" на рынке труда: Еврокомиссия разъясняет новый принцип социальной политики ЕС

Принцип "гибкой защищенности" (flexicurity), при котором работодатель получает более гибкие условия найма и увольнения, а работники пользуются большей социальной защитой, постепенно становится одной из основ политики ЕС на рынке труда. Новый подход был одобрен на саммите глав государств и правительств стран ЕС в декабре, однако для его более эффективного применения необходимы продолжительные консультации со всеми государствами-членами ЕС, считает Еврокомиссия. Именно для этого 19 мая Европейская Комиссия дала старт так называемой "Миссии для достижения гибкой защищенности". В рамках миссии будут организованы визиты делегации Комиссии в государства ЕС для прояснения нового подхода и нахождения путей его наиболее эффективного применения в том или ином государстве ЕС.

Энергетика

Президент Еврокомиссии: в ЕС растет интерес к ядерной энергетике

Во всем мире, в частности в государствах-членах ЕС "возобновляется и растет интерес к ядерной энергетике", хотя каждое государство Союза продолжает пользоваться полной свободой в определении ее места в своей энергетической структуре. Об этом заявил 22 мая президент Европейской Комиссии Жузе-Мануэль Баррозу, выступая перед участниками второго Европейского форума по атомной энергии (ENEF), состоявшегося в Праге.

По словам главы Комиссии, целью форума является "открытая дискуссия между всеми задействованными сторонами о ядерной энергетике в Европе - без табу, без предрассудков... дискуссия о возможностях и рисках, об издержках и выгодах ядерной энергетики... дискуссия о будущем этой отрасли".

Цитируя слова генерального секретаря МАГАТЭ доктора Аль-Барадеи, глава Еврокомиссии отметил, что на сегодняшний день мировая тенденция состоит в "увеличении, а не в уменьшении роли атомной энергии".

Большинство стран ЕС (15 из 27) решили не отказываться от ядерных технологий; а в Союзе на сегодняшний день продолжают работать около 150 ядерных реакторов, производящих треть электроэнергии ЕС. Кроме того, ядерные технологии являются ключевым инструментом построения энергетики, свободной от выбросов СО2. Однако Баррозу также отметил, что компетенция определять судьбу ядерного сектора и долю атомных электростанций в энергетической структуре страны принадлежит каждому отдельному государству ЕС; Европейская Комиссия лишь призывает к разработке общих правил ядерной безопасности и утилизации ядерных отходов. >

Окружающая среда

В ЕС будет "Зеленая столица"

22 мая Европейская Комиссия объявила о создании новой награды под названием "Европейская зеленая столица".

Награды будут вручаться наиболее экологически чистым городам Европы, предлагающим своим жителям здоровые и комфортные условия жизни.

Свои заявки на участие в конкурсе могут подавать любые города (с населением более 200 тысяч человек) из государств-членов ЕС, стран-кандидатов на вступление в ЕС (Турция, бывшая Югославская Республика Македония и Хорватия), а также стран Европейского экономического пространства (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн).

В октябре будет решаться, какой город будет носить титул "Европейская зеленая столица - 2010" и "Европейская зеленая столица - 2011". Главными критериями определения победителя будут экологические факторы - качество воздуха и воды, утилизация мусора и отходов, решение вопросов транспортной инфраструктуры и борьба с изменениями климата.

Напомним, что впервые с идеей учреждения этой инициативы выступил бывший мэр Таллинна, а сегодня Вице-президент Парламента Эстонии Юрий Ратас.

Образование

Программа Erasmus получила награду в Испании

21 мая Европейский Комиссар по вопросам образования, культуры и молодежи Ян Фигель получил от рук наследника испанского престола Принца Астурийского Филипе награду за вклад образовательной программы Erasmus в дело трудоустройства европейской молодежи.

В своем выступлении по этому поводу Комиссар обратил внимание на грандиозное увеличение количества европейских студентов, принимающих участие в программе Erasmus. Если в 1987 году, на момент учреждения программы, ее стипендиями воспользовались лишь около 3 тысяч человек, на сегодняшний день она предлагает поддержку более 160 тысячам студентов в год.

Общее же количество людей, за двадцать лет принявших участие в программе Erasmus, достигло 2 миллионов - и Европейская Комиссия стремится до 2012 года довести эту цифру до 3 миллионов, подчеркнул Комиссар.

"По данным исследований, участие в программе Erasmus может быть главным фактором в нахождении места работы - ведь для работодателей время, проведенное студентом в обучении заграницей, является очень ценным опытом", - отметил он.

Напомним, что Erasmus - это одна из центральных образовательных программ ЕС. Она является частью более общей Программы развития непрерывного обучения (Lifelong Learning Programme), а ее семилетний бюджет (2007-2013) составляет 3,1 миллиарда евро. Программа названа в честь выдающегося нидерландского просветителя и философа Эразма Роттердамского.

Акцент недели

Союз для Средиземноморья: новая интеграционная инициатива ЕС

20 мая Европейская Комиссия опубликовала специальное Сообщение "Барселонский процесс: Союз для Средиземноморья", в котором представила свои предложения по дальнейшей интеграции ЕС с его средиземноморскими партнерами. Что стоит за этими предложениями? Почему ЕС создает новую инициативу, и как она соотносится с двумя существующими проектами внешней и региональной политики Союза - с так называемым Барселонским процессом, нацеленным на сближение ЕС с его средиземноморскими соседями, и наконец самой Европейской политикой соседства (ЕПС)?

Можно ли считать предложения Европейской Комиссии определенным компромиссом между разными векторами влияний в Европейском Союзе, и если да - до какими? На все эти вопросы мы попробуем ответить в предложенной ниже статье.

Две идеи

Начнем с самого названия инициативы: "Барселонский процесс: Союз для Средиземноморья" (Barcelona Process: Union for the Mediterranean). Уже в самом этом названии можно прочесть следы компромисса между двумя идеями, которые определяли суть нынешних предложений Еврокомиссии.

Одна из них - инициатива, известная под названием "Барселонского процесса", созданного тринадцать лет назад, в ноябре 1995 года, во время испанского председательства в ЕС. Процесс был направлен на достижение более тесной экономической, политической и социальной интеграции между ЕС и его средиземноморскими соседями.

Вторая - инициатива лидера Франции Николя Саркози, озвученная им сразу же после вступления на президентский пост - инициатива создания нового регионального объединения, "Средиземноморского союза", в котором Франция сыграла бы ключевую роль.

Почему же Европейская Комиссия, поддержанная государствами-членами ЕС, решила их соединить? Ответить на этот вопрос мы сможем, ближе присмотревшись к обеим идеям.

Барселонский процесс

"Барселонский процесс" стал продуктом середины 1990-х. Тогда у ЕС еще не было единой политики относительно своих соседей: Европейская политика соседства, предлагающая более последовательный подход относительно как южных, так и восточных соседей Союза, была создана лишь через девять лет. Кроме того, Турция - ключевой игрок новой средиземноморской инициативы - тогда еще не была государством- кандидатом на вступление в ЕС, а потому еще не строила свои отношения с ЕС на принципиально новом уровне.

За 13 лет Барселонский процесс достиг определенных результатов, самым ощутимым из которых было начало создания масштабной средиземноморской зоны свободной торговли.

Однако даже этот успех нельзя было назвать полным. Создание зоны свободной торговли осуществлялось разными темпами относительно разных стран региона. Сложной оставалась социально-экономическая интеграция неевропейских средиземноморских стран между собой. Наконец, эти зоны свободной торговли не были "всеохватывающими", ведь покрывали лишь преимущественно торговлю промышленными товарами. А такие отрасли как сфера услуг и сельское хозяйство - на которые приходится около двух третей ВВП большинства стран региона - до определенного времени были оставлены в стороне торговой либерализации. В своем последнем Сообщении Европейская Комиссия сама выступила с рядом критических замечаний об интеграционных темпах Барселонского процесса: по ее мнению, они были "более медленными, нежели ожидалось", и в то же время еще более вырос "разрыв в уровне благосостояния между ЕС и большинством средиземноморских стран".

Именно это и привело ее к поиску идей, которые бы стали новым стимулом средиземноморским интеграционным инициативам. Одной из них и стала несколько неожиданная идея президента Франции Николя Саркози о создании "Средиземноморского союза".

Средиземноморский союз

Идею Средиземноморского союза Саркози официально представил в мае 2007 года - в своем первом же выступлении на посту новоизбранного президента Франции. "Нам необходимо преодолеть всю минувшую ненависть, чтобы высвободить место для великой мечты мира и для великой мечты цивилизации", - говорил он тогда. Средиземноморский союз, согласно видению Саркози, должен строиться по модели самого ЕС: "То, что шестьдесят лет назад было сделано для союза Европы, мы будем делать для союза средиземноморья".

У многих государств ЕС она вызвала удивление: во-первых, ее амбициозностью, ведь фактически для Саркози речь шла о создании нового регионального объединения, которое в будущем сможет быть не менее мощным, нежели сам ЕС. Во-вторых, она пересекалась с уже существующими инициативами Барселонского процесса и Европейской политики соседства; в-третьих, Саркози предлагал, чтобы со стороны ЕС в новой инициативе приняли участие лишь государства, имеющие выход к Средиземному морю; наконец, по мнению французского президента, ключевую роль новой инициативы со стороны ЕС должны была играть Франция.

Ряд идей Саркози были подвергнуты критике на общеевропейском уровне и в конце концов смягчены: в процессах "обновленного" средиземноморского объединения будут принимать участие все государства-члены ЕС, и в частности Германия - один из крупнейших доноров Барселонского процесса. Идея центральной роли Франции также была модифицирована: согласно предложениям Еврокомиссии, обновленный Барселонский процесс будет осуществляться под "со-председательством ЕС" и средиземноморских стран-партнеров.

До полной ратификации нового Лиссабонского договора ЕС, предусматривающего создание позиции постоянного Президента Европейского Совета, руководить процессом со стороны Европейского Союза будет государство-председатель самого ЕС. Поэтому лидер Франции, чье председательство в ЕС начнется 1 июля, действительно наполовину станет во главе своего творения - однако лишь на полгода, пока будет длиться французское председательство в ЕС.

Но несмотря на эти небольшие тактические поражения французский лидер в какой-то степени достиг того, к чему стремился - и что, в конце концов, подсказывала сама реальность интеграционного затухания в средиземноморском регионе. В ЕС снова заговорили о Барселонском процессе, и о необходимости более активных действий в средиземноморском направлении.

И в конце концов центральная новация толчка, который сейчас переживает средиземноморский проект, состоит в институциональной плоскости. Между ЕС и его средиземноморскими соседями будут созданы постоянные органы: институт со- председательства, постоянный Секретариат, совместный Комитет представителей ЕС и средиземноморских стран; раз в два года будут проходить саммиты глав государств и правительств всех стран, вовлеченных в этот процесс.

Значение для Украины и Беларуси

Главный вывод, который можно сделать из этих новых инициатив для восточных соседей Союза, в частности Украины и Беларуси - это то, что Европейская политика соседства на сегодняшний день развивается в сторону более глубоких региональных инициатив. Их целью является осуществление конкретных проектов, которые будут приносить ощутимые позитивные результаты жителям как стран ЕС, так и их соседей. Неслучайно идею "Союза для средиземноморья" Европейская Комиссия постаралась сконцентрировать вокруг реализации конкретных проектов. В своем Сообщении она даже представила перечень возможных инициатив - они касаются прежде всего транспортной и энергетической инфраструктуры, экологической политики, развития возобновляемых источников энергии.

Вполне возможно, что следующим шагом ЕС будет создание подобных инициатив и относительно восточноевропейских соседей Союза. По крайней мере ряд государств- членов ЕС уже выступают с идеей нового "Восточного партнерства", которое должно углубить восточноевропейское направление Европейской политики соседства - подобно тому, как Барселонский процесс углубляет ее южное направление.

Анонсы событий

27 мая: Европейское агентство по вопросам Интернет-безопасности опубликует свой доклад о борьбе с нынешними угрозами в Интернет-пространстве.

27 мая: Европейский Комиссар по вопросам внешней торговли Питер Мендельсон встретится с министром экономики Украины Богданом Данилишиным

26-27 мая: заседание Совета Министров ЕС по общим вопросам и внешним отношениям.

27 мая - заседание Совета по вопросам ассоциации между ЕС и Турцией

29 мая - заседание комитета по вопросам энергетического диалога между Европейской Комиссией и Норвегией

3 июня - инаугурация Европейского агентства по вопросам химических веществ, которое будет заниматься вопросами регистрации химических веществ в рамках Регламента ЕС REACH

19-20 июня: саммит глав государств и правительств стран-членов ЕС (Брюссель).

------------------------------------------------

Все материалы данного Вестника ЕС могут быть свободно использованы и перепечатаны (как целиком, так и по отдельности) в электронных и печатных СМИ, а также в любых других информационных проектах и сообщениях. Использование этих материалов должно осуществляться со ссылкой на Представительство Европейской Комиссии в Украине и Беларуси. Представительство всецело приветствует максимально широкое распространение его информационной продукции среди украинских и белорусских СМИ, органов государственной и местной власти, аналитических центров, образовательных учреждений и т.д.

[...]
Начало
[2773] [ 2774 ] [ 2775 ] [ 2776 ] [ 2777 ] [ 2778 ] [ 2779 ] [ 2780 ] [ 2781 ] [ 2782 ] [ 2783 ] [ 2784 ] [ 2785 ] [ 2786 ] [ 2787 ] [ 2788 ] [ 2789 ] [ 2790 ] [ 2791 ] [ 2792 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua