Внешняя политики Европейского Союза


Сельское хозяйство: всемирный контекст

Рост мировых цен на продукты питания: Еврокомиссия советует не искать простых объяснений

7 мая Европейская Комиссия провела дебаты по проблеме роста цен на продовольствия и основным причинам этой всемирной тенденции. Комиссия не советует искать упрощенных моделей ситуации и объяснять инфляцию какой-либо одной причиной. По ее мнению, на сегодняшний день в мире на рост цен на продукты питания влияют несколько факторов:

- рост мирового спроса на продовольствие - и прежде всего в таких больших странах как Китай и Индия;

- рост цен на энергоресурсы;

- плохой урожай во многих регионах планеты;

- падение курса американского доллара;

- нестабильность мировых финансовых рынков.

По мнению Комиссии, ситуацию обостряет нехватка координированного ответа разных стран мира на общие вызовы. В частности, ряд экспортеров продовольствия ввели экспортные квоты и другие преграды, снижающие экспорт и оказывающие давление на мировые цены.

В ответ на глобальный кризис Еврокомиссия обещает ускорить реформу европейской Совместной аграрной политики, в частности стимулировать производство товаров, на которые на сегодняшний день ощущается дефицит. Комиссия также будет повышать продовольственную и гуманитарную помощь беднейшим странам мира, наиболее страдающим от подорожания продуктов питания.

Напомним, что накануне, 6 мая, Европейский Комиссар по вопросам сельского хозяйства и развития сельской местности Марианн Фишер Бёль в своем брюссельском выступлении коснулась проблем мирового роста цен на продовольствие, но также и возможностей, которые он несет для экспортеров продуктов питания. По мнению Комиссара, огромный потенциал имеют страны бывшего Советского Союза, ведь по экспертным оценкам Россия может увеличить урожай зерновых на 40%, Казахстан - на 60%, а Украина - на 70%.

Балканы

Балканские страны получили "Дорожные карты" для введения безвизового режима с ЕС

7 мая Европейская Комиссия представила планы действий - так называемые "Дорожные карты" (Roadmaps) - для будущего введения безвизового режима между ЕС и рядом балканских государств - в частности Сербией и бывшей Югославской Республикой Македония.

"Дорожные карты" являются планами действий, устанавливающими четкие требования к реформам, которые должны быть осуществлены в Сербии и Македонии, а также график их реализации. Реформы касаются обеспечения безопасности документов, надлежащего пограничного контроля, борьбы с нелегальной миграцией, организованной преступностью и коррупцией, а также защиты основополагающих прав человека. По словам Вице-президента Европейской Комиссии Жака Барро, принятие "Дорожной карты" к безвизовому режиму с Сербией, а также подписание Соглашения о стабилизации и ассоциации с этим государством является "концом изоляции Сербии" и "приглашением граждан этой страны в великую семью объединенной Европы".

Напомним, что с 1 января этого года между ЕС и рядом западнобалканских государств вступили в силу соглашения об упрощении визового режима - сходные с теми, которые на сегодняшний день также действуют в отношении граждан Украины и России. В конце января ЕС начал с четырьмя странами (Сербией, бывшей Югославской Республикой Македонией, Черногорией и Албанией) диалог о возможном введении безвизового режима. В начале мая целый ряд стран ЕС инициировал выдачу бесплатных виз гражданам Сербии. Напомним также, что из всех западнобалканских стран только Словения входит в Европейский Союз. Хорватия и бывшая Югославская Республика Македония являются официальными государствами-кандидатами на вступление в ЕС.

Россия

Комиссар Олли Рен: Россия движется в сторону "авторитарного капитализма"

8 мая, выступая на семинаре в Хельсинки, посвященном отношениям России и ЕС, Европейский Комиссар по вопросам расширения Олли Рен выразил обеспокоенность ростом ценностных разногласий между нынешней Россией и нынешним Евросоюзом. "С одной стороны, в то время как ЕС опирается на свои основные ценности демократии, верховенства права и основополагающих свобод, Россия не разделяет этих ценностей - или по меньшей мере не рассматривает их как приоритетные и не применяет их на практике", - отмечает Комиссар. "В сегодняшней России общественный порядок все более склоняется в сторону авторитарного капитализма, укрывающегося за псевдонимом 'суверенной демократии'", - добавляет он.

По мнению Рена, "Россия пытается построить модерное национальное государство, опирающееся на жесткую силу", в то время как ЕС все более становится "пост-модерным образованием, пользующимся мягкой силой привлекательности" (soft power of attractiveness)".

ЕС не теряет надежды, что в России будут изменения. Несмотря на зависимость ЕС от импорта российских энергоресурсов (40% всего импорта газа в ЕС приходится на "Газпром"), зависимость самой России от ЕС еще более высока: более 60% российского экспорта нефти и газа предназначаются для ЕС. Кроме того, "без бизнеса и технологий ЕС Россия не сможет реформировать свою экономику", - убежден Рен. По словам Комиссара, ЕС будет подчеркивать первоочередную роль соблюдения ценностей демократии и прав человека в переговорах о новом соглашении между Россией и ЕС, а также в процессе вступления России в ВТО.

Грузия

Парламентские выборы в Грузии: ЕС выделяет 2 миллиона евро

6 мая Европейская Комиссия объявила о поддержке проведению парламентских выборов в Грузии, которые состоятся 21 мая. Комиссия выделила 2 миллиона евро для разрешения проблем, зафиксированных во время президентской кампании, прошедшей в январе. Средства предоставлены по просьбе самой страны. Они пойдут на улучшение информирования граждан и обеспечение честного и прозрачного проведения выборов.

Внутренние процессы Европейского Союза

Бизнес

Европейский бизнес в числах: Евростат опубликовал "Статистический портрет европейского бизнеса"

8 мая Евростат представил свою новую публикацию - "Статистический портрет европейского бизнеса". В нем освещены основные количественные параметры развития бизнеса в ЕС.

По данным статистической службы Союза, по уровню ВВП на душу населения ЕС все еще отстает от США и Японии. В 2006 году среднеевропейский уровень ВВП на душу населения в полтора раза уступал уровню США и в 1,14 раза - Японии; в то же время лишь в одном государстве ЕС - Люксембурге - ВВП на душу населения превышал уровень Соединенных Штатов.

Сохраняется отставание и по уровню инвестиций в исследовательскую сферу (R&D): если в ЕС на нее тратится 1,84% от ВВП, причем на бизнес приходится 1,17%, в США эта пропорция составляет соответственно 2,67% и 1,87%, а в Японии - 3,2% и 2,4%. Также анализ Евростата позволяет проследить важные тенденции в структуре экономики ЕС. За десять лет (1996-2006) в Евросоюзе уменьшилась роль аграрного сектора: если в 1996 году на него приходилось 2,9% добавочной стоимости ЕС, то в 2006 году эта доля уменьшилась до 1,9%; если в 1996 году в этом секторе было задействовано 8,1% занятых европейцев, в 2006 году эта доля составляла 6,4%.

Подобная судьба постигла и европейскую промышленность: если в 1996 году на нее приходилось 23,3% добавочной стоимости в ЕС и 21,2% рынка труда, то в 2006 году его доля снизилась до, соответственно, 20,3% и 17,9%. В то же время за эти десять лет вырос вес строительства (5,8% добавочной стоимости в 1996, 6,4% - в 2006; 6,8% трудоустроенных в 1996, 7,2% - в 2006); финансового сектора и недвижимости (24,6% добавочной стоимости в 1996, 27,6% - в 2006; 11,7% трудоустроенных в 1996; 14,7% - в 2006) и отельно-ресторанного бизнеса (20,9% добавочной стоимости в 1996; 21,4% - в 2006; 24,4% трудоустроенных в 1996, 24,9% - в 2006).

По критерию количества предприятий в европейском бизнесе лидируют сектор бизнес- услуг (почти 4 миллиона компаний), розничной торговли (3,7 миллионов), строительства (2,7 миллионов) и оптовой торговли (1,6 миллионов).

Социальная политика

В ЕС на социальную защиту тратится 27,2% от ВВП

8 мая Евростат распространил информацию о средствах, которые тратятся в ЕС на цели социальной политики.

По данным статистической службы ЕС, в 2005 году в ЕС в среднем на социальную защиту тратилось 27,2% от ВВП.

Лидерами по этому критерию были Швеция (32% от ВВП страны), Франция (31,5%), Дания (30,1%), Германия (29,4%), Австрия (28,8%) и Нидерланды (28,2%). Интересно, что кроме стран с традиционно высоким уровнем социальной поддержки в списке социально ориентированных государств присутствуют также намного более либеральное Соединенное Королевство (26,8%) и сравнительно менее богатая Португалия (24,7%).

В то же время, как и можно было ожидать, государствами с наименьшими тратами на социальную сферу являются преимущественно новые страны ЕС: Латвия (12,4%), Эстония (12,5%), Литва (13,2%) и Румыния (14,2%). Однако за пять лет (2000-2005) именно в ряде новых государств Союза - в частности Румынии и Венгрии - более всего выросло реальное финансирование социальной сферы.

Медиа-пространство

Правила телерекламы: Еврокомиссия предупреждает Испанию

6 мая Европейская Комиссия выступила с официальным предупреждением правительству Испании за несоблюдение европейских правил телерекламы. С июля 2007 года, когда Комиссия начала расследование по нарушению европейских правил телерекламы, правительство Испании так и не приняло мер, согласовывающих испанскую телевизионную практику с нормами ЕС.

В частности Еврокомиссия указывает на превышение испанским телевидением норм ЕС, регулирующих максимальную продолжительность рекламных блоков (12 минут в час).

"Испания не приняла меры по обеспечению соответствия практики телеканалов европейским нормам, которые ограничивают продолжительность рекламных блоков 12-ю минутами в час", - говорит Европейский Комиссар по вопросам информационного общества и СМИ Вивьен Рединг. Если испанское правительство в ближайшее время не примет эти меры, "я попрошу Европейскую Комиссию обратиться в Европейский Суд", - добавляет она.

Напомним, что на сегодняшний день нормы, регулирующие рынок телерекламы, и в частности продолжительность рекламных блоков, регулируются Директивой ЕС "Аудиовизуальные медиа-услуги без границ" (2007). В соответствии с нормами директивы, рекламные блоки на телеканалах ЕС должны длиться максимум 12 минут в час. Директива также устанавливает ряд других жестких правил телерекламы в ЕС.

Права потребителей

50% веб-сайтов по продаже авиабилетов содержат ложную информацию:

Еврокомиссия

8 мая Европейская Комиссия опубликовала результаты исследования правдивости информации, предоставляемой веб-сайтами, которые рекламируют авиакомпании и авиа- туры.

Согласно результатам исследования, 50% этих сайтов содержат ложную или не совсем корректную информацию, вводящую в заблуждение потребителей. По меньшей мере треть всех сайтов прибегают к практикам, нарушающим законодательство ЕС. По оценкам Комиссии, самыми частыми проблемами в этой сфере является неправдивая информация о ценах на авиабилеты, об условиях контракта между пассажиром и авиакомпанией, а также отсутствие предложений, анонсированных в рекламных объявлениях.

Авиаперевозки: Еврокомиссия отказалась от идеи введения жестких норм о размерах ручного багажа

5 мая Европейская Комиссия объявила об отказе от введения жестких норм о размерах ручной поклажи в самолетах.

Ранее Комиссия собиралась ввести ограничения на размер ручного багажа (56 см x 45 см x 25 см), однако после длительных исследований и консультаций с экспертами решила отказаться от этой идеи.

По мнению Комиссии, размер багажа непосредственно не влияет на уровень безопасности авиаперевозок, поэтому нормы по максимально допустимому размеру поклажи будут и в будущем устанавливаться каждой авиакомпанией в отдельности.

Образование

Программа Tempus : акцент на результатах обучения

7-8 мая в Каире (Египет) прошла конференция, посвященная реализации программы ЕС Tempus.

Конференция была сосредоточена на том, как программа может содействовать распространению принципов и тенденций нынешней образовательной политики ЕС в странах-соседях ЕС.

Акцент был сделан на постепенном отходе от образования, ориентированного на входящие ресурсы обучения, к образованию, нацеленному на результаты обучения. Другими словами, в ЕС все более важную роль будет играть не то, сколько и где обучался человек (входящие ресурсы образования), а то, что он по-настоящему знает и умеет (результаты обучения).

Напомним, что TEMPUS (Trans-European mobility scheme for university studies - Транс- европейская схема мобильности для университетского образования) - это программа ЕС, нацеленная на модернизацию высшего образования в странах-соседях Союза. В январе Европейская Комиссия объявила о новом - четвертом - этапе программы.

Акцент недели

День Европы: память о речи, изменившей историю

9 мая в ЕС традиционно празднуется "День Европы". Во всех странах и главных городах Союза проходят акции, напоминающие европейцам об истоках, ценностях и достижениях нынешнего ЕС.

Почему же День Европы празднуется именно 9-го мая? Что связано с этой датой? Кто стоит у истоков мощного интеграционного объединения, который носит название Европейского Союза?

В предложенной статье мы попробуем осуществить небольшое путешествие во времени, в послевоенную Европу, чтобы поближе присмотреться к одному из событий, от которых традиционно производится отсчет новейшего и самого успешного за всю историю Европы интеграционного проекта.

Одна лишь речь

Это может удивить - однако День Европы не связан ни с каким-либо судьбоносным решением, принятым главами европейских государств, ни с подписанием документа, который определял бы принципы дальнейшего развития континента. 9 мая 1950 года остался в истории европейской интеграции днем одной неординарной речи.

В ней как бы в зародыше содержались основные идеи, которые будут направлять европейскую интеграцию в ближайшие пятьдесят лет. Робер Шуман - французский дипломат с немецкой памятью Тогда, 9 мая 1950 года, министр иностранных дел Франции Робер Шуман (Robert Schuman) произнес свою знаменитую декларацию, ставшей началом европейской интеграции.

Для французского дипломата с немецкой фамилией и лотарингским происхождением, сына гражданина Второго рейха, чье имя лишь одной-единственной буквой отличалось от имени выдающегося немецкого композитора Роберта Шумана (Robert Schumann), ключевым шагом к объединенной Европе должно было стать примирение двух могущественных государств на противоположных берегах Рейна, а сам проект должен был "прежде всего касаться Франции и Германии".

Уже тогда, за несколько лет до практической реализации проектов экономической интеграции Европы, у французского министра было четкое видение того, как именно она будет начинаться. Он предложил подчинить весь французско-немецкий комплекс добычи угля и металлургии общему наднациональному органу и в то же время открыть эту организацию для участия других государств Европы.

Через год, в апреле 1951-го, в Париже будет подписан Договор об учреждении Европейского сообщества по вопросам угля и стали; это будет первый институт объединенной Европы, занимающийся интеграцией экономик не двух, а уже шести стран-основательниц (к Франции и ФРГ присоединятся Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия) в двух ключевых секторах послевоенной экономики - угледобыче и металлургии. Руководящим центром этого образования станет так называемый Высший орган (Haute Autorite), который возглавит французский дипломат Жан Монне, советник Шумана и один из авторов идеи французско-немецкой интеграции. Высший орган станет прообразом будущей Европейской Комиссии.

Забыть о военной экономике

И в этом контексте важно помнить об одном ключевом моменте: одним из главных стремлений французского правительства в деле интеграции с Германией было стремление искоренить милитаристскую модель экономики, определявшей развитие богатых природными ресурсами Саара, Рура, Эльзаса и Лотарингии. Во время двух грандиозных мировых войн именно эти регионы были основой военно- промышленного сектора обоих государств; и именно окончательное возвращение Саарланда Германии в 1935 году создало базу для будущей военной мощи нацистского режима.

Послевоенная интеграция Франции и Германии, верил Шуман, "изменит судьбу этих регионов, которые слишком долго посвящали себя производству оружия, жертвами которого они чаще всего и становились". Благодаря ей "любая война между Францией и Германией станет не только немыслимой, но и материально невозможной". Эти слова, в конце концов, оказались точным прозрением в будущее Европы... Предвидения и предчувствия

Порою даже странно, читая речь Шумана 9 мая 1950 года, понимать, как много в его видении точных прозрений в будущее развитие Европы. Он предчувствовал, что история европейской интеграции не будет простой и линейной ("Европа не построится сразу, согласно какому-то единому плану; она станет результатом конкретных достижений, из которых сначала родится фактическая солидарность"). Он чувствовал, что экономическая интеграция на европейском континенте сможет стать моделью для других регионов мира; и действительно, опытом ЕС сегодня пользуются многие региональные интеграционные проекты - от латиноамериканских и юго-восточно-азиатских экономических сообществ до Африканского Союза.

Наконец, уже тогда, в 1950 году, французский дипломат эскизно определил основные элементы будущего Европейского Сообщества - идею равных правил для всех государств-участников, идею единой внешнеэкономической политики, в частности торговой политики (речь шла тогда об "общем экспорте" Франции и Германии), и идею общей социальной политики, в частности "равного прогресса в условиях жизни рабочих" во всех странах-участницах.

Но в речи дипломата было и много такого, что до сих пор остается нереализованным, хотя и желанным многими европейскими лидерами. Речь идет прежде всего об идее "европейской федерации" (la Federation europeenne), сторонником которой был французский министр. В сегодняшней Европе все еще продолжаются дискуссии между "федералистами" (которые стремятся к еще более тесному объединению европейских государств) и сторонниками исключительно "межгосударственного" объединения, ограничивающего компетенцию надгосударственных структур. От Шумана ко дню сегодняшнему: полстолетия мира

Со дня речи Шумана прошло уже более полувека. С тех пор европейский проект развился от идеи объединения угольно-металлургических отраслей двух европейских стран, прежде часто воевавших друг с другом, до мощного объединения двадцати семи государств Европы в большинстве сфер экономики, юстиции, внутренних дел и даже внешней политики.

В 1951 году в Париже идея Шумана была реализована - учреждено Европейское Сообщество по вопросам угля и стали. В 1957 году в Риме были подписаны так называемые Римские соглашения, которые в частности заложили фундамент для создания более масштабного Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по вопросам атомной энергии. На основе этих объединений в 1992 году был создан Европейский Союз. Через шесть лет ЕС начал шаги к объединению монетарной системы своих государств, что в 2002 году завершилось введением единой европейской валюты (евро) в 11 странах ЕС (на сегодняшний день зона евро охватывает уже 15 государств). Все это развитие сопровождалось волнами расширений Союза (их было в общей сложности шесть), благодаря которым в объединенную Европу интегрировались все новые и новые страны.

Сам французский министр предвидел немало из этих событий; однако знал он и о том, что точную траекторию европейской интеграции сложно предусмотреть, ведь "Европа не построится сразу, согласно какому-то единому плану".

Однако своей непосредственной и главной цели идея Шумана достигла: разрушив милитарную организацию европейской экономики первой половины ХХ века, сориентировав сотрудничество между государствами на идею равных правил и достижение общего благоденствия, Европа, объединенная новыми институтами, прожила вторую половину века без войн. Мало того: она научилась решать коллизии между своими государствами в залах и коридорах своих институтов, а не на поле боя. Именно об этой идее мира и благоденствия напоминает ежегодный День Европы, который мы праздновали на прошлых выходных.

Анонсы событий

15-16 мая - в Брюсселе состоится Экономический форум

19 мая - в рамках Каннского фестиваля состоится показ кинолент, получивших поддержку в рамках программы ЕС Media

20 мая - Европейская Комиссия представит свои предложения о развитии идеи Средиземноморского союза

22 мая - Европейская Комиссия представит свои предложения по содействию трудоустройству исследователей и ученых в ЕС

22-23 мая: в Праге состоится Европейский форум атомной энергетики

------------------------------------------------

Все материалы данного Вестника ЕС могут быть свободно использованы и перепечатаны (как целиком, так и по отдельности) в электронных и печатных СМИ, а также в любых других информационных проектах и сообщениях. Использование этих материалов должно осуществляться со ссылкой на Представительство Европейской Комиссии в Украине и Беларуси. Представительство всецело приветствует максимально широкое распространение его информационной продукции среди украинских и белорусских СМИ, органов государственной и местной власти, аналитических центров, образовательных учреждений и т.д.

[...]
Начало
[2743] [ 2744 ] [ 2745 ] [ 2746 ] [ 2747 ] [ 2748 ] [ 2749 ] [ 2750 ] [ 2751 ] [ 2752 ] [ 2753 ] [ 2754 ] [ 2755 ] [ 2756 ] [ 2757 ] [ 2758 ] [ 2759 ] [ 2760 ] [ 2761 ] [ 2762 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua