Внешняя политика Европейского Союза


Общие вопросы

В ЕС будет создана Служба внешнего действия

7 апреля, выступая перед студентами Колледжа Европы в Брюгге, Европейский Комиссар по вопросам внешних отношений и Европейской политики соседства Бенита Ферреро- Вальднер рассказала о ближайших планах реформирования внешней политики ЕС. Комиссар напомнила, что новый Лиссабонский договор ЕС, находящийся сейчас на стадии ратификации, предполагает создание должности Высокого представителя ЕС по вопросам иностранных дел и политики безопасности. Лицо, занимающее этот пост, будет находиться в Совете ЕС и в то же время будет Вице-президентом Европейской Комиссии.

Комиссар также напомнила, что договор предусматривает учреждение должности Президента Европейского Совета, который будет "внешнеполитическим лицом ЕС", обеспечивающим последовательность внешней политики Союза.

Поддержку в работе Президента Европейского Совета и Высокого представителя ЕС будет оказывать Служба внешнего действия (External Action Service) - новый орган в институциональной структуре Европейского Союза. Главной задачей Службы будет координация внешней политики ЕС между его основными институтами (Советом ЕС, Европейской Комиссией, Европейским Парламентом) и государствами-членами Союза. В своем выступлении Комиссар также рассказала о планах реформирования принятой пять лет назад Европейской стратегии безопасности (European Security Strategy). По ее словам, кроме традиционных целей стратегии - борьбы с терроризмом, противодействия распространению оружия массового уничтожения, урегулирования региональных конфликтов и борьбы с организованной преступностью - обновленная стратегия также сосредоточится на вопросах энергетической безопасности, изменениях климата и миграции.

Напомним, что новый Лиссабонский договор ЕС был подписан 13 декабря прошлого года. На сегодняшний день его ратифицировали девять из двадцати семи стран ЕС. В случае успешной ратификации договор вступит в силу в начале 2009 года.

Беларусь

ЕС продлил ограничительные меры относительно Беларуси

9 апреля Совет ЕС принял общую позицию по продлению еще на один год, до 10 апреля 2009 г., ограничения на въезд и заморозки финансовых активов некоторых белорусских чиновников.

Данные меры, в дополнение к мерам, принятым в 2004 г., распространяются на лиц, ответственных за фальсификацию выборов и референдума в октябре 2004 г., нарушение международных избирательных стандартов в марте 2006 г. и преследование гражданского общества и демократической оппозиции. Список лиц, на которых распространяются ограничительные меры, остается без изменений. Список может быть пересмотрен в любое время на основании критериев его пересмотра и в свете событий в стране. Совет ЕС и Европейская Комиссия приняли следующее совместное заявление: "Совет ЕС и Европейская Комиссия приветствуют освобождение пяти из шести признанных международным сообществом политических заключенных в Беларуси. Совет ЕС и Европейская Комиссия подтверждают свою позицию, согласно которой безусловное освобождение всех политзаключенных будет расценено как конкретный шаг Беларуси по направлению к соблюдению основных европейских ценностей демократии, прав человека и верховенства права. Это даст возможность пересмотреть ограничительные меры в отношении ряда белорусских чиновников, а также позволит ЕС постепенно возобновить сотрудничество с Беларусью во взаимосвязи с дальнейшими шагами Беларуси в этом направлении.

Совет ЕС и Европейская Комиссия также подчеркивают особую важность проведения предстоящих парламентских выборов в соответствии с международными избирательными стандартами, что даст возможность оценить ситуацию в Беларуси и сделать возможные позитивные шаги.

Совет ЕС и Европейская Комиссия напоминают о том, что Общая позиция Совета 2006/276/CFSP постоянно находится в процессе пересмотра и может быть изменена в свете политических изменений в Беларуси. Освобождение всех политических заключенных и проведение парламентских выборов в сентябре 2008 г. могут стать поводом для подобного пересмотра."

Россия

ЕС обеспокоен ростом экспортных пошлин на российскую древесину

1 апреля пресс-секретарь Европейской Комиссии по вопросам внешней торговли (служба Комиссара Питера Мендельсона) Питер Пауэр прокомментировал решение Российской Федерации поднять экспортные пошлины на российскую древесину.

По словам Пауэра, "повышение пошлин будет иметь серьезные экономические последствия для деревообрабатывающей промышленности ЕС. Это усложнит поставки древесины из России и повредит российско-европейским торговым потокам в этой сфере". Поэтому, добавляет Пауэр, "мы сожалеем о данном решении Российской Федерации". В то же время, по словам пресс-секретаря Европейской Комиссии, этот вопрос будет играть важную роль в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию. "Мы продолжаем всецело поддерживать вступление России в ВТО, отвечающее не только интересам самой России, но и интересам всех стран, имеющих с ней торговые отношения", подчеркнул Пауэр, отметив, что "для нас очень важно видеть Россию полностью вовлеченной в международную торговую систему".

Внутренние процессы Европейского Союза

Общие вопросы

Словакия стала девятым государством ЕС, ратифицировавшим Лиссабонский договор

10 апреля парламент Словакии ратифицировал новый Лиссабонский договор ЕС. Комментируя событие, президент Европейской Комиссии Жузе-Мануэль Баррозу выразил надежду, "что другие государства-члены ЕС последуют примеру Словакии и других стран, уже ратифицировавших Договор".

Напомним, что Лиссабонский договор, подписанный 13 декабря минувшего года, стал компромиссом между государствами, ратифицировавшими текст европейской Конституции, и странами, которые не поддержали документ или не начали процесса ратификации.

В Договоре сохранены многие элементы европейского Конституционного договора, однако отсутствуют само понятие "Конституция ЕС" и государственные символы Союза (прежде всего флаг и гимн ЕС). После подписания Договора он должен быть ратифицирован во всех 27 государствах ЕС. Лидеры Европейского Союза надеются, что процесс ратификации завершится не позднее 1 января 2009 года.

Кроме Словакии договор уже ратифицировали Болгария, Венгрия, Словения, Мальта, Румыния, Франция, Австрия и Польша.

Экономика

Жан-Клод Юнкер: европейская экономика находится в лучшей форме, нежели экономика США

Выступая 7 апреля перед депутатами Европейского Парламента, глава "Еврогруппы" и премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер призвал не быть слишком пессимистичным относительно состояния европейской экономики. Признавая замедление экономического роста и увеличение инфляционного прессинга, Юнкер отметил, что недавно проведенные структурные реформы в Европе являются источником немалого оптимизма.

По мнению премьера Люксембурга, европейская экономика находится в лучшей форме, нежели экономика США. "Мы можем говорить лишь о некотором замедлении; нет никакой опасности того, что Европа станет жертвой рецессионной спирали, подобно той, которая имеет место в Соединенных Штатах", - подчеркнул он. Глава "Еврогруппы" также отметил, что нет необходимости переносить американские экономические сценарии на европейскую почву.

Напомним, что с 1995 года Жан-Клод Юнкер является неизменным премьер-министром и министром финансов Люксембурга. Он также является главой "Еврогруппы" - объединения министров финансов 15-и стран ЕС, входящих в зону евро.

Права человека

В Брюсселе состоялись слушания о преступлениях тоталитарных режимов

8 апреля в Брюсселе состоялись слушания, посвященные обсуждению преступлений тоталитарных режимов.

Слушания были совместно организованы правительством Словении (государства- председателя ЕС) и Европейской Комиссией.

В событии приняли участие эксперты исследовательских институтов государств-членов ЕС и неправительственных организаций, а также депутаты Европейского Парламента и представители Совета Европы.

Результатом слушаний станет специальный доклад, который Европейская Комиссия планирует подготовить для Совета ЕС с целью обеспечения совместной стратегии изучения и осуждения преступлений, совершенных тоталитарными

Авиационный транспорт

Европейская Комиссия опубликовала обновленный список компаний, которым запрещено осуществлять рейсы в ЕС

11 апреля Европейская Комиссия опубликовала обновленный список авиалиний, которым запрещено осуществлять рейсы на территории ЕС.

К двум украинским авиакомпаниям - "Воларе" и "Украинским средиземноморским авиалиниям" - добавилась еще одна: Украинская авиационная транспортная компания (Ukrainian Cargo Airways - UCA).

Европейская Комиссия объясняет свое решение недостаточным соблюдением этими компаниями необходимых стандартов безопасности. Комментируя событие, Европейский Комиссар по вопросам транспорта Жак Барро отметил, что "государства или авиалинии, не соблюдающие стандарты безопасности, будут помещены в черный список ЕС".

Напомним, что на сегодняшний день в "черном списке" авиакомпаний, которым запрещено осуществлять рейсы в ЕС, находятся три украинские авиалинии. Среди стран бывшего СССР в этом списке находятся лишь авиалинии Украины и Киргизстана. Больше всего претензий Европейская Комиссия имеет к авиакомпаниям Демократической республики Конго, Киргизстана и Индонезии.

Окружающая среда

Загрязнение окружающей среды должно считаться криминальным преступлением, считает комитет Европейского Парламента

8 апреля Комитет Европейского Парламента по правовым вопросам принял доклад по проекту директивы ЕС, согласно которой загрязнение окружающей среды должно рассматриваться в рамках норм криминального права. Доклад, подготовленный Хартмутом Нассауэром, депутатом Парламента от политической группы Европейской народной партии-Европейских демократов, был одобрен голосованием Комитета с небольшим преимуществом (15 голосов "за", 11 "против", 2 - воздержались).

В соответствии с предложениями институтов ЕС, серьезные акты загрязнения окружающей среды должны влечь за собой криминальную ответственность. Если на сегодняшний день в большинстве стран ЕС загрязнение окружающей среды влечет за собой лишь санкции в рамках гражданского права, проект директивы осуществляет перечень действий, по отношению к которым правительства стран ЕС должны применять нормы криминального права.

В то же время институты ЕС не имеют права определять, какие именно криминальные санкции будет накладывать то или иное государство ЕС.

Новые технологии

Авиапассажиры смогут пользоваться мобильными телефонами во время полета

7 апреля Европейская Комиссия предложила пакет правил, которые позволят пользоваться мобильными телефонами на борту самолета. Благодаря этому нововведению авиапассажиры смогут оставаться на связи со своими родственниками, друзьями или коллегами в течение всего времени полета.

Комментируя событие, Европейский Комиссар по вопросам информационного общества Вивьен Рединг отметила: "Услуги мобильной связи на борту самолета могут заинтересовать прежде всего бизнесменов, часто путешествующих самолетом и желающих получить возможность общаться независимо от того, где они находятся и куда направляются". "Теперь мы ожидаем от операторов мобильной связи прозрачных и инновационных механизмов ценообразования", что позволит потребителям пользоваться услугой за приемлемую цену, добавила Комиссар.

Предложения Европейской Комиссии касаются гармонизации требований по техническому обеспечению и лицензированию услуг мобильной связи на борту самолета. Согласно модели, которая сегодня разрабатывается, во время полета мобильные телефоны пассажиров будут подключены к специальной сотовой сети, установленной на борту самолета и с помощью спутника соединенной с поверхностью Земли. В то же время система не даст мобильным телефонам соединяться непосредственно с Землей и таким образом мешать работе оборудованию самолета.

Исследовательская деятельность

В ЕС создана Экспертная группа европейского исследовательского пространства

11 апреля Европейская Комиссия объявила имена 22 экспертов, которые войдут в состав Экспертной группы европейского исследовательского пространства (European Research Area Board).

Группа будет осуществлять консультативные функции и помогать Европейской Комиссии в разработке, осуществлении и оценке инициатив, нацеленных на построение Европейского исследовательского пространства.

Акцент недели

Ассоциация или ассоциированное членство? Модели сотрудничества с Европейским Союзом

В последнее время в политических и журналистских кругах все чаще можно услышать о том, что ближайшей перспективой Украины в ее отношениях с Европейским Союзом является обретение "ассоциированного членства" в ЕС. При этом подчеркивается, что обретение этого статуса в ближайшем будущем может быть окном Украины к полноценному присоединению к Союзу. Оправданы ли эти ожидания? Позволяет ли существующая практика отношений ЕС со странами-партнерами подобное развитие событий? Что вообще стоит за понятиями "ассоциация" и "ассоциированное членство"?

На эти вопросы мы попробуем ответить в предложенной ниже статье.

Ассоциация

Для ответа на эти вопросы нужно прежде всего провести четкую границу между понятиями "ассоциация" (association) и "ассоциированное членство" (associated membership).

Первое из них является достаточно распространенным понятием во внешней политике ЕС, а "соглашения об ассоциации" (Association Agreements) - популярной формой закрепления отношений между ЕС и его партнерами. На сегодняшний день ЕС имеет соглашения об ассоциации с Тунисом, Израилем, Марокко, Иорданией, Египтом, Палестинской автономией (переходное соглашение) и Чили. Подобные соглашения также подписаны (однако еще не вступили в силу) с Алжиром и Ливаном.

Как видим, кроме Чили, все эти государства входят в средиземноморскую интеграционную систему - а именно в так называемый Барселонский процесс, нацеленный на интеграцию стран ЕС с его южными и восточными средиземноморскими партнерами. В его рамках закладываются условия для создания зон свободной торговли средиземноморского региона, координируется политика в сфере миграции и безопасности. Ожидается, что недавняя инициатива Франции, поддержанная странами ЕС на последнем заседании Европейского Совета, - создание так называемого "Союза для Средиземноморья" (Union for the Mediterranean) - усилит и ускорит этот процесс. Вряд ли можно сказать, что подобные "соглашения об ассоциации" со средиземноморскими соседями ЕС содержат что-либо качественно новое по сравнению с тем, что Украина уже имеет в рамках своих нынешних отношений с Союзом или с тем, что она могла бы получить в рамках нового усиленного соглашения с ЕС. Средиземноморские страны входят в сферу действия Европейской политики соседства (ЕПС), а Украина, по оценкам Европейской Комиссии и Совета Министров ЕС, находится в авангарде процессов ЕПС.

В то же время ряд недавних инициатив ЕС свидетельствует о том, что географическое пространство "соглашений об ассоциации" Союз стремится расширить гораздо дальше круга своих соседей. Мы уже упоминали Чили - страну, с которой Союз имеет отношения "ассоциации" с 2002 года. Другие страны Южной и Центральной Америки также находятся в кругу интересов ЕС, причем здесь Союз нацеливается уже не двусторонние, а на межрегиональные соглашения. К примеру, на сегодняшний день продолжаются переговоры о заключении подобных соглашений об ассоциации между ЕС и Организацией южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Венесуэла), Андского сообщества (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу) и странами Центральной Америки (Коста-Рикой, Сальвадором, Гватемалой, Гондурасом, Никарагуа и Панамой как наблюдателем).

Кроме подобных подписанных или запланированных соглашений существуют также другие формы отношений ЕС с его партнерами, в которых также содержится слово "ассоциация". Одним из примеров можно назвать Соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА; Stabilisation and Association Agreement, SAA) - формат соглашений между ЕС и странами балканского региона. В отличие от соглашений об ассоциации со средиземноморскими государствами, ССА с балканскими странами предполагают перспективу будущего сближения стран с ЕС вплоть до полноправного членства в Союзе. Турция - страна-кандидат на вступление в ЕС - также имела Соглашение об ассоциации с ЕС (подписанное еще в далеком 1964 году), которое в 1995 году было заменено более глубоким Соглашением о создании таможенного союза. Подобным же образом, многие страны Восточной и Центральной Европы, перед присоединением к ЕС, заключили с ним так называемые "Европейские соглашения" (Europe Agreements), которые устанавливали "отношения ассоциации" (establishing an association) между ними и ЕС, и в которых также была определена перспектива их "полной интеграции" в структуры объединенной Европы.

Размышляя над всеми этими примерами, можно прийти к выводу, что само по себе понятие ассоциации может интерпретироваться различным образом в зависимости от формата отношений конкретного государства или региона с ЕС; при этом по- настоящему существенную роль играет не столько само слово "ассоциация", сколько конкретное содержание соглашения, заключаемого между ЕС и страной-партнером. Членство и "ассоциированное членство"

В отличие от "ассоциации" - достаточно распространенного термина в отношениях ЕС с его партнерами - понятие "ассоциированного членства в ЕС" лишено определенного содержания: этого формата отношений со странами-партерами в Европейском Союзе не существует.

Понятие "ассоциированного членства" отсутствует и в учредительных договорах ЕС (своеобразных конституционных актах Союза), и в тексте нового Лиссабонского договора, который на данный момент находится на стадии ратификации странами ЕС. Ни одно государство не является на сегодняшний день "ассоциированным членом" ЕС. Иными словами, то или иное европейское государство является или не является членом Европейском Союза. При этом государство, не входящее в ЕС, может принимать участие в ряде его интеграционных процессов (например, Норвегия и Исландия, не входящие в Союз, входят в Шенгенское пространство свободного перемещения лиц). С другой стороны, страна, являющаяся членом ЕС, может не участвовать в ряде его интеграционных процессов (Соединенное Королевство, например, сознательно не входит ни в Шенгенское пространство, ни в зону евро). Однако это ничего не меняет в статусе страны: она является или не является членом Европейского Союза, то есть имеет или не имеет право голоса в его институтах.

Страна, подавшая заявление на членство в ЕС, имеет статус "страны-заявителя" (applicant country) ; страна, чья заявка на членство была одобрена, получает статус "страны- кандидата" (candidate country), а государство, имеющее перспективу членства в ЕС (в соответствии с соглашениями с Союзом), однако еще не подала заявку, обычно называется "потенциальной страной-кандидатом" (potential candidate country). Однако, еще раз подчеркнем, отношения ЕС с его партнерами не предусматривают статуса "ассоциированного члена".

Итоги

В данной статье мы попробовали показать, какими неоднозначными являются понятия "ассоциации" и "ассоциированного членства", которые часто употребляются в контексте отношений между ЕС и Украиной. С одной стороны, "ассоциированного членства" как формата отношений вообще не существует в нынешнем ЕС, поэтому само это словосочетание можно считать лишенным конкретного содержания. С другой - понятие "ассоциации" является чрезвычайно широким, а его смысл зависит от содержания конкретного соглашения ЕС с конкретным государством-партнером. Ведь от "Европейского соглашения" между ЕС и Польшей, содержащего перспективу присоединения к ЕС, до "Соглашения об ассоциации" между ЕС и Чили - очень большое смысловое расстояние.

Именно об этом следует помнить, размышляя о будущих отношениях между Украиной и ЕС.

Анонсы событий

17-18 апреля: в Брюсселе состоится конференция "Развитие гражданского общества в юго-восточной Европе: обустраивая Европу вместе".

21-22 апреля: в Любляне состоится конференция по вопросам будущего европейского дорожного транспорта.

23 апреля: президент Европейского Парламента и премьер-министр Словении (государства-председателя ЕС) подпишут рекомендацию о реализации Европейской структуры квалификаций в контексте стратегии непрерывного обучения.

------------------------------------------------

Все материалы данного Вестника ЕС могут быть свободно использованы и перепечатаны (как целиком, так и по отдельности) в электронных и печатных СМИ, а также в любых других информационных проектах и сообщениях. Использование этих материалов должно осуществляться со ссылкой на Представительство Европейской Комиссии в Украине и Беларуси. Представительство всецело приветствует максимально широкое распространение его информационной продукции среди украинских и белорусских СМИ, органов государственной и местной власти, аналитических центров, образовательных учреждений и т.д.

[...]
Начало
[2673] [ 2674 ] [ 2675 ] [ 2676 ] [ 2677 ] [ 2678 ] [ 2679 ] [ 2680 ] [ 2681 ] [ 2682 ] [ 2683 ] [ 2684 ] [ 2685 ] [ 2686 ] [ 2687 ] [ 2688 ] [ 2689 ] [ 2690 ] [ 2691 ] [ 2692 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua