Внешняя политика Европейского Союза


ЕС-Украина

Состоялось 12-е заседание Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС

11 марта в Брюсселе состоялось 12-е заседание Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС, Европейскую делегацию возглавили представители внешнеполитической "Тройки" ЕС: министр иностранных дел Словении (государства-председателя ЕС) Димитрий Рупель, Высокий представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности и Генеральный секретарь Совета Министров ЕС Хавьер Солана, заместитель главы Генерального директората Европейской Комиссии по вопросам Европейской политики соседства Юг Мингарелли и постоянный представитель Франции (следующей страны-председателя ЕС) при Европейском Союзе Пьер Селяль. Украинскую делегацию возглавила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. В ходе встречи делегация ЕС поприветствовала позитивные результаты, достигнутые в отношениях между Украиной и ЕС, и призвала украинских лидеров стабилизировать политическую ситуацию в стране и "продолжить осуществление амбициозных политических и экономических реформ".

ЕС подчеркнул "ключевую роль конституционной реформы", прежде всего "создания надежных механизмов контроля и баланса (checks and balances) между основными государственными органами и независимым Конституционным судом". ЕС также призвал Украину "использовать советы Венецианской комиссии" в ее стремлении помочь Украине разработать сбалансированную Конституцию.

Совет по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС также подтвердил решение о продлении Плана действий между ЕС и Украиной максимум еще на один год, позитивно оценил прогресс, осуществленный в рамках первых шести раундов переговоров о новом Усиленном соглашении между Украиной и ЕС, а также начало переговоров о создании зоны свободой торговли между Союзом и Украиной. Совет также поприветствовал усиленное сотрудничество Украины и ЕС в энергетике, транспортном секторе, защите окружающей среды и внешней политике.

Напомним, что на сегодняшний день существует ряд органов, в рамках которых осуществляется постоянный диалог между Украиной и ЕС. Эти органы существуют как на правительственном уровне (Совет по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС, Комитет по вопросам сотрудничества, Подкомитеты Комитета по вопросам сотрудничества), так и в плоскости сотрудничества между парламентами Украины и ЕС (Комитет по вопросам парламентского сотрудничества).

Миграционная политика

Во Флоренции будет создан Европейский центр исследования миграционной политики

11 марта Европейский Комиссар по вопросам юстиции и внутренних дел Франко Фраттини объявил о намерении ЕС создать новый исследовательский центр по изучению миграции.

Центр планируется открыть уже осенью этого года. Он будет создан на базе Института Европейского университета (European University Institute - EUI) - всемирно известного учебно-исследовательского заведения во Флоренции, посвященного исследованиям европейской интеграции.

Центр должен объединить усилия ключевых экспертов и влиятельных европейских мыслителей для анализа и исследования проблем миграции. Он будет анализировать миграционные вопросы исходя из многих различных аспектов, принимая во внимание потребности рынка труда, демографические изменения, социальную интеграцию иммигрантов, обеспечение свободного перемещения лиц, а также необходимость борьбы с нелегальной миграцией.

Внутренние процессы Европейского Союза

Общие вопросы

В Брюсселе состоялось заседание Европейского Совета

13-14 марта в Брюсселе состоялось заседание Европейского Совета - саммита глав государств и правительств стран-членов ЕС.

На саммите был принят ряд важных решений, определяющих будущее развитие Союза. В частности, лидеры ЕС определили ориентиры для трех последующих лет реализации Лиссабонской стратегии, нацеленной на повышение уровня экономического роста и занятости в Союзе и увеличение инновационности европейской экономики. Поскольку на сегодняшний день ЕС существенно отстает от определенной Лиссабонской стратегией нормы финансирования сферы исследования и развития (3% от ВВП), государства ЕС взяли на себя обязательство разработать и воплотить Национальные программы реформ, нацеленные на повышение объемов финансирования исследовательской сферы.

Для усиления научно-исследовательского измерения экономики ЕС в ближайшее время будет ускорена реализация амбициозных научно-индустриальных проектов Союза - Европейского института инноваций и технологий, Европейского исследовательского совета, Совместных технологических инициатив, проекта "Галилео" и т.д. Кроме того, государства-члены ЕС планируют предоставить больше финансовых возможностей для инновационных малых и средних предприятий (МСП), создать новые инновационные кластеры, позволяющие обеспечить тесное сотрудничество между исследовательской деятельностью, образованием и производством, и увеличить свободу университетов в реализации совместных проектов с бизнесом. В этом контексте особое значение приобретает понятие "свободы перемещения знаний", которая в нынешних заключениях Европейского Совета названа "пятой свободой" - наряду с традиционными "четырьмя свободами" единого рынка ЕС (свободой перемещения лиц, товаров, услуг и капитала).

Принцип "свободы перемещения знаний" означает усиление международной мобильности исследователей, студентов, научных работников и преподавательского состава, повышение конкурентоспособности и привлекательности рынка труда для исследователей, а также дальнейшее реформирование системы образования в ЕС. Кроме определения нового этапа "Лиссабонской стратегии" главы государств и правительств стран ЕС уделили особое внимание энергетической политике Союза, и в частности продолжению реализации инициатив по уменьшению выбросов СО2, повышению роли альтернативных источников энергии и уменьшению энергозависимости ЕС.

Институциональное развитие

Европейская Комиссия предлагает реформировать регуляторные агентства ЕС

11 марта Европейская Комиссия предложила Парламенту и Совету Министров ЕС новый подход к реформированию регуляторных агентств ЕС.

Предложения Комиссии направлены на упорядочивание структуры децентрализованных агентств ЕС, четкое определение их задач и ответственности, процедур учреждения и прекращения их деятельности и т.д.

Напомним, что на сегодняшний день в институциональной структуре ЕС, кроме собственно институтов (Европейская Комиссия, Совет Министров ЕС, Европейский Парламент, Европейский Суд, Счетная Палата и т.д.), комитетов (Комитет регионов, Экономико-социальный комитет), финансовых органов (Европейский Центральный Банк, Европейский Инвестиционный Банк) и межинституциональных органов также существуют различные децентрализованные органы ЕС, и в частности так называемые агентства.

Агентства ЕС бывают двух типов: регуляторные и исполнительные. Исполнительные агентства были созданы для оказания помощи Европейской Комиссии в выполнении конкретных программ ЕС; они подчиняются Европейской Комиссии, а их работа определяется специальным Регламентом ЕС.

В свою очередь, регуляторные агентства были основаны в разное время и для разных целей. На сегодняшний день их существует около тридцати; каждое из них является отдельным юридическим лицом и имеет отдельный бюджет.

Нынешние предложения Европейской Комиссии направлены на открытие межинституционального диалога внутри ЕС по упорядочиванию работы этих агентств и определению общих рамок их функционирования и ответственности.

Напомним также, что работа децентрализованных агентств ЕС может заинтересовать страны, входящие в сферу действия Европейской политики соседства (ЕПС), в частности Украину и Беларусь, поскольку нынешняя стратегия Союза предусматривает возможность более активного участия в этих агентствах стран ЕПС.

Экономика

Годовой рост стоимости рабочей силы составил 3,5%

14 марта Евростат опубликовал данные годового роста стоимости рабочей силы в зоне евро и в ЕС в целом.

По данным статистической службы Союза, в четвертом квартале прошлого года средний годовой уровень роста стоимости труда составил в ЕС 3,5%. В зоне евро (ЕС-13) этот показатель был несколько ниже (2,7%).

Наибольший годовой рост стоимости труда Евростат зафиксировал в новых государствах- членах ЕС - Латвии (+30,1%), Румынии (+21,6%), Эстонии (+20,7%), Литве (+20,5%), Болгарии (+17,8%) и Польше (+11,1%); наименьший - в Люксембурге (+1%), Германии (+1,5%), Бельгии (+2,9%) и Франции (+3%).

Инфляция в зоне евро выросла до 3,3%

14 марта Евростат опубликовал данные годового уровня инфляции в зоне евро (ЕС-15) и ЕС в целом (ЕС-27).

По данным статистической службы Союза, в феврале годовой уровень инфляции в зоне евро составил 3,3% - на 0,1 процентный пункт выше, нежели в январе. В ЕС в целом годовой уровень инфляции в феврале остался без изменений (3,4%). По данным февраля, за год цены больше всего выросли в Латвии (16,5%), Болгарии (12,2%) и Эстонии (11,5%). Наименьший уровень инфляции был зафиксирован в Нидерландах (2%), Германии, Португалии и Швеции (по 2,9%).

Напомним, что нынешний уровень инфляции в зоне евро является самым высоким с момента введения единой европейской валюты (2002).

Энергетика

Европейская розничная торговля снизит потребление энергии

10 марта Европейская ассоциация предприятий розничной торговли выступила с инициативой существенного уменьшения уровня потребления энергии до 2020 года. Согласно соглашению, подписанному ведущими европейскими предприятиями розничной торговли, до 2020 года отрасль планирует уменьшить потребление энергии по меньшей мере на 20%.

Предприятия также берут на себя обязательство информировать потребителей об имеющихся в продаже экологически чистых продуктах, а также о товарах, в производстве которых были использованы возобновляемые источники энергии.

Напомним, что марте прошлого года Европейский Совет принял масштабный пакет норм по реформированию европейского энергетического сектора. Согласно планам, определенным главами государств и правительств стран ЕС, до 2020 года уровень выбросов СО2 экономикой ЕС должен снизиться на 20%; доля возобновляемых источников энергии должна составить 20%; на 20% должна повыситься энергоэффективность новых технологий.

Наука и исследовательская деятельность

На исследования и развитие (R&D) в ЕС тратится 210 миллиардов евро 10 марта Евростат опубликовал информацию об уровне финансирования сферы исследования и развития (research and development - R&D) в ЕС.

По данным статистической службы ЕС, в 2006 году страны Союза потратили на исследовательскую сферу 1,84% своего ВВП, то есть около 210 миллиардов евро. Традиционно, больше всего на сферу исследований и развития тратят Швеция (3,82% от ВВП) и Финляндия (3,45%), за которыми идут Германия (2,51%), Австрия (2,45%) и Дания (2,43%).

Менее всего средств на исследовательскую сферу выделяют Кипр (0,42% от ВВП), Румыния (0,46%), Болгария (0,48%) и Словакия (0,49%).

По данным Евростата, за последние семь лет наибольший рывок в финансировании исследовательской сферы осуществила Австрия (от 1,91% от ВВП в 2000 году до 2,45% в 2006). Также существенно выросло финансирование в Эстонии (с 0,61% до 1,14%) и Чехии (с 1,21% до 1,54%).

60% всех трат на исследования и развитие в ЕС приходится на три крупнейшие страны Союза: Германию (58 миллиардов евро), Францию (38 миллиардов евро) и Соединенное Королевство (32 миллиарда евро).

Напомним, что по уровню средств, выделяемых на сферу исследований и развития (1,84% от ВВП) ЕС отстает от своих двух крупнейших конкурентов: США (2,59%) и Японии (3,15%).

В соответствии с целями Лиссабонской стратегии, до 2010 года уровень средств, выделяемых на сферу R&D, должен был вырасти до 3% от ВВП. Однако с 2000 года - года принятия Лиссабонской стратегии - этот уровень не вырос, а снизился (с 1,86% до 1,84% в 2006 году).

В заключениях последнего заседания Европейского Совета (13-14 марта) главы государств и правительств стран-членов ЕС приняли решение об интенсивном увеличении финансирования исследовательской сферы.

Европейский Парламент одобрил создание Европейского института инноваций и технологий

11 марта Европейский Парламент поддержал Регламент об учреждении Европейского института инноваций и технологий (ЕИТ).

Комментируя событие, Президент Европейской Комиссии Жузе-Мануэль Баррозу отметил, что институт "упростит у усилит сотрудничество между бизнесом, исследовательской сферой и высшим образованием" и таким образом будет содействовать "повышению уровня занятости и экономического развития в Европе". Последующими шагами на пути создания Института будет назначение его Правления (не позднее июня 2008 года) и создание первых "сообществ знаний и инноваций" (не позднее конца 2009 года), работающих в тесном сотрудничестве между бизнесом, исследовательской деятельностью и образованием.

Напомним, что создание Европейского института инноваций и технологий (ЕИТ) является одним из самых масштабных проектов в контексте новой образовательной и исследовательской политики ЕС, и в частности в рамках реализации принципа "треугольника знаний" (образование - исследовательская деятельность - инновационное производство). Задуманный в качестве европейского ответа американскому Массачусетскому институту технологий, ЕИТ станет проектом, обеспечивающим реальное и регулярное взаимодействие между сферами образования, науки и технологических инноваций.

Идея, предложенная в феврале 2005 года Президентом Европейской Комиссии Жузе- Мануэлем Баррозу, уже находится в финальной стадии своего воплощения. На ближайшие 6-7 лет (до 2013 года) Институт получит из бюджета ЕС более 300 миллионов евро.

Работа ЕИТ будет опираться на деятельность "Сообществ знаний и инноваций" - долгосрочных партнерских консорциумов между университетами, исследовательскими организациями и бизнес-компаниями. "Сообщества" будут работать на базе ЕИТ, однако будут пользоваться высокой степенью автономии. В них также смогут принимать участие университеты, исследовательские центры и компании из стран, не входящих в ЕС. Решение о том, где именно будет находиться центральный офис ЕИТ, планируется принять в ближайшем будущем.

Общественное мнение

Евробарометр опубликовал обзор отношения европейцев к вопросам окружающей среды

13 марта Евробарометр (европейская служба исследования общественного мнения) опубликовал результаты обзора отношения европейцев к вопросам окружающей среды. Данные опроса говорят о существенном интересе, который имеют европейцы к вопросам защиты окружающей среды, и в то же время о различиях в интерпретации основных экологических проблем в разных странах ЕС.

Например, на вопрос "о чем именно вы думаете в первую очередь, когда вы слышите понятие 'окружающая среда'", итальянцы и испанцы чаще всего называют загрязнение городов (36% и 28%), шведы и датчане - изменения климата (39% и 32%), чехи и словаки - защиту природы (21%), а жители Мальты и Франции - состояние окружающей среды, при котором будут жить их дети (21% и 20%). Прямые ассоциации между понятиями "окружающая среда" и "изменения климата" возникают у 19% европейцев, причем прежде всего у молодежи (22% среди молодых людей до 24 лет, 20% - среди людей от 25 до 39 лет).

Больше всего людей, считающих, что они лично могут сыграть определенную роль по обеспечению защиты окружающей среды в их стране Евробарометр зафиксировал в Нидерландах (97%), Швеции (93%), Греции (93%), Соединенном Королевстве (92%) и Дании (91%). Менее всего подобных людей среди граждан новых государств-членов ЕС - Литвы (71%), Латвии (73%), Болгарии (75%) и Чехии (76%).

На вопрос, что именно вы сделали за последний месяц для сохранения окружающей среды, европейцы чаще всего говорят о сортировке мусора для упрощения переработки материалов (59%), сокращении потребления энергии (47%), уменьшении потребления воды (37%), уменьшении пользования одноразовыми предметами, например пластиковыми пакетами (30%), пользовании экологически чистым транспортом (28%) и менее активным пользовании автомобилями (17%). Сортировка мусора наиболее всего популярна в Люксембурге (83% опрошенных), Франции (82%) и Бельгии (78%); более всех экономят энергию немцы (62%), голландцы (59%) и шведы (59%), а водой более всего дорожат киприоты (67%).

Акцент недели

Европейский Совет в структуре институтов ЕС

14-15 марта в Брюсселе состоялось весеннее заседание Европейского совета - саммита глав государств и правительств стран-членов ЕС.

Среди главных решений Совета - запуск нового трехлетнего цикла "Лиссабонской стратегии", нацеленной на повышение уровня экономического роста и занятости в ЕС; продолжение реформы энергетического сектора Союза; акцент на научно- исследовательском измерении экономики ЕС; введение понятия "пятой свободы" - свободы перемещения знаний - наряду с основными "четырьмя свободами" единого рынка Союза; и наконец поддержка инициативы Франции о создании "Союза для средиземноморского региона" - усиленного сотрудничества ЕС со средиземноморскими странами, не входящими в ЕС.

Ниже мы попробуем кратко рассказать о специфике работы Европейского Совета в институциональной структуре ЕС, а также о том, чем этот институт отличается от двух других европейских структур, близких ему по названию - Совета Европейского Союза и Совета Европы.

Что такое Европейский Совет

В отличие от других ключевых институтов ЕС - Европейской Комиссии, Совета Министров ЕС, Европейского Парламента - Европейский Совет нельзя назвать постоянно действующим институтом Союза. Скорее, это регулярные собрания глав государств и правительств стран-членов ЕС, на которых решаются ключевые вопросы внутренней и внешней политики Европейского Союза. Именно поэтому его также иногда (менее формально) называют "Европейским саммитом" или "Саммитом ЕС". Как правило, Европейский Совет собирается четыре раза в год: в июне и декабре (к концу шестимесячного срока полномочий государства-председателя ЕС), а также в марте и сентябре, для подведения промежуточных итогов работы институтов ЕС.

Возможны также дополнительные, неформальные, собрания лидеров Союза. Например, в конце марта 2007 года, во время председательства Германии в ЕС, лидеры государств и правительств стран ЕС собрались для согласования "Берлинской декларации", ставшей первым шагом на пути к тексту Реформистского (Лиссабонского) договора ЕС. Главные заседания Европейского Совета (в декабре и июне) подводят итоги председательства той или иной страны ЕС. Именно по этой причине они как правило проходят в городах государства-председателя Союза. На этих заседаниях часто подписываются ключевые документы ЕС, которые потом связываются с именем города, в котором состоялось заседание Европейского Совета.

К примеру, последний договор ЕС, подписанный в Лиссабоне в конце португальского председательства в Союзе (декабрь 2007 года) был назван Лиссабонским договором. При этом важно не путать Лиссабонский договор с Лиссабонской стратегией, целью которой является превращение в ЕС до 2010 года в наиболее конкурентоспособную экономику мира. Как и Лиссабонский договор, Стратегия была также принята на саммите португальского председательства в ЕС, только на семь лет раньше (в первой половине 2000 года).

Другие примеры: во второй половине 1991 года, во время председательства Нидерландов в ЕС, лидеры Союза собрались в нидерландском городке Маастрихте и согласовали текст Договора о Европейском Союзе, известного также под именем Маастрихтского договора (он вступил в силу в ноябре 1993 года). Через шесть лет, в первой половине 1997-го, также во время председательства Нидерландов, главы государств и правительств стран ЕС провели саммит в Амстердаме, результатом которого стал Амстердамский договор ЕС.

Европейский Совет, Совет Европейского Союза и Совет Европы

Очень важно не путать Европейский Совет (European Council) с двумя другими институтами с похожим названием : Советом Европейского Союза (Council of the European Union) и Советом Европы (Council of Europe).

Совет Европейского Союза, который также часто называют Советом Министров ЕС (EU Council of Ministers) является постоянным органом ЕС. Это межправительственный институт, работающий в формате заседаний профильных министров государств-членов ЕС. Существуют, к примеру, Совет министров юстиции и внутренних дел, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т.д. Министры стран ЕС собираются на регулярные заседания для обсуждения важных вопросов повестки дня ЕС. Совет Европейского Союза играет ключевую роль в разработке и принятии нормативно-правовых актов ЕС, осуществляя законодательную функцию вместе с Европейским Парламентом и Европейской Комиссией.

В отличие от Европейского Совета и Совета ЕС, Совет Европы (Council of Europe) не является институтом ЕС. Это отдельная международная политическая организация, объединяющая на сегодняшний день 47 европейских государств, и в частности страны бывшего СССР - Украину, Россию, Молдову, Грузию, Армению, Азербайджан. Целью Совета Европы является защита прав человека, усиление парламентской демократии, обеспечение верховенства права, достижение общеевропейских договоренностей, утверждение культурного разнообразия и общности европейских ценностей. Понимание отличий между Европейским Советом, Советом Европейского Союза и Советом Европы является ключевым для понимания специфики институциональной структуры ЕС и других международных организаций, работающих в Европе.

Анонсы событий

19 марта: пресс-конференция Европейского Комиссара по вопросам информационного общества и СМИ Вивьен Рединг: "Состояние развития рынков телекоммуникаций в Европе", Брюссель.

30 марта: вступление в силу соглашения о создании единого авиационного пространства между ЕС и США.

31 марта: в Брюсселе состоится всемирная конференция по вопросам энергетики ветра.

31 марта: расширение Шенгенского пространства, состоявшееся 21 декабря, распространится на авиационный транспорт 3 апреля: Европейская Комиссия представит доклады о результатах стран, находящихся в сфере действия Европейской политики соседства.

------------------------------------------------

Все материалы данного Вестника ЕС могут быть свободно использованы и перепечатаны (как целиком, так и по отдельности) в электронных и печатных СМИ, а также в любых других информационных проектах и сообщениях. Использование этих материалов должно осуществляться со ссылкой на Представительство Европейской Комиссии в Украине и Беларуси. Представительство всецело приветствует максимально широкое распространение его информационной продукции среди украинских и белорусских СМИ, органов государственной и местной власти, аналитических центров, образовательных учреждений и т.д.

[...]
Начало
[2618] [ 2619 ] [ 2620 ] [ 2621 ] [ 2622 ] [ 2623 ] [ 2624 ] [ 2625 ] [ 2626 ] [ 2627 ] [ 2628 ] [ 2629 ] [ 2630 ] [ 2631 ] [ 2632 ] [ 2633 ] [ 2634 ] [ 2635 ] [ 2636 ] [ 2637 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua