В сельской глубинке он создал Школу радости
Все коллеги так и называли Юрия Андрунаса - "Наш Сухомлинский"


Учитель, Личность! Его вклад в педагогическое наследие Приднепровья переоценить. Варваровскую школу Павлоградского (теперь Юрьевского) района, директором которой он был 35 лет, знали далеко за пределами области. О ней говорили, писали, снимали фильмы. Со всего Союза ехали посмотреть на школу в сельской глубинке, работающей по идеям народной педагогики Сухомлинского. Но чаще всего к самому Юрию Андрунасу, живой легенде, незаурядной личности, педагогу и руководителю.

А начиналось все в далеком 1971 году, когда молодой выпускник Днепропетровского государственного университета Юрий Андрунас по направлению вуза приехал в Юрьевскую школу учителем русского языка и литературы. Горожанин (родился и вырос в Днепропетровске) он быстро освоился в селе. Да и не было времени на привыкание: работа, творчество, работа! Юрий Александрович приобщал ребят к искусству слова, искусству мышления. Писал с ними стихи, прозу. Учил постигать тайны творчества, учил иметь и отстаивать собственное мнение. Вся школа была буквально влюблена в молодого учителя, остроумного, находчивого и очень даже бесшабашного.

И стал он директором фундамента

Этого не могли не заметить руководители района. Через пять лет Юрий Андрунас становится директором Варваровской школы. Правда, школы - это громко сказано. Скорее - директором фундамента. Правда, всего через год (!) школа-новостройка приняла первых учеников. С тех пор, все 35 лет директорства Андрунас строил, достраивал, перестраивал, совершенствовал свое детище. В разные годы построены современные мастерские, тир, кабинет начальной военной подготовки, корпус для шестилеток. Оба крыла здания выведены во второй этаж. Здесь огромная столовая (как для небольшой сельской школы), самая большая в районе библиотека с читальным залом, картинная галерея.

И все же, считал Юрий Александрович, главное в школе - учебно-воспитательный процесс. Зашоренность учебных программ, предлагаемые догмы воспитания детей - не для него. Андрунас искал свое, не хотел идти по чьей-то натоптанной бездумными исполнителями лыжне. Как учитель-новатор он был убежден:

Интересен тот, кто сомневается, ибо он мыслит!

Учителя старшего поколения помнят, что именно в те годы раскрылся талант Великого Сухомлинского. Василий Сухомлинский - учитель от Бога, самородок от педагогики. Его идеи гуманизма, культа земли, матери, школы радости были просты, понятны и так близки к детям!

Василий Сухомлинский не любил классных комнат. Он проводил уроки на природе, где дети слышали шум ветра и ручья, наблюдали за бабочкой и раскрывающимся цветком, а потом сочиняли сказки обо всем увиденном. Сухомлинский, его идеи были именно тем, что искал Юрий Андрунас. И вот варваровцы в Павлыше, в школе, где работал и творил сам Сухомлинский. То, что они там увидели и услышали, было близко им по духу.

Не удивительно, что по приезде домой, весь воспитательный процесс был перестроен. Для коллектива стало главным - создать в школе такую атмосферу, чтобы дети шли в нее с радостью, как в школу Сухомлинского. А еще директор Андрунас не давал покоя себе и коллегам постоянным: "Думаем!" Думать, что еще можно сделать, чтобы не только уютно и интересно было в школе - она должна стать такой, где бы дети учились в силу своих возможностей, с радостью и положительными эмоциями.

Я сама педагог и знаю, как любят некоторые учителя перекладывать на домашнее задание то, что сами не успели преподать на уроке. Как-то приезжаю в Варваровскую школу. У детей зимние каникулы. Естественно, их нет, но и учителей никого! Спрашиваю техничку, где все? Она показывает на дверь кабинета и шепотом: "Они на уроке, на физике, скоро перемена". Ничего не понимая, жду звонка. Звонок - из кабинета выходят учителя, здороваются, удрученно переходят в кабинет истории. "Что у вас здесь происходит?" - обращаюсь к директору. "Обычный учебный день, - совершенно серьезно и спокойно отвечает Юрий Александрович. - Все шесть уроков по расписанию сегодняшнего дня с тем объемом домашних заданий, которые мы задаем учащимся ежедневно. Уже устали. Ничего, после истории у нас начальная военная подготовка, отдохнем. У нас лучший военрук района - Николай Бузовский - приготовил нам автоматы для разборки и сборки, потом строевая подготовка. Шестой урок математика, потом учителя пойдут домой готовить домашние задания на завтра. Жестоко, говорите? Не думаю. А задавать детям такой объем заданий домой по каждому предмету не жестоко? Учить надо на уроке! И дать ребенку возможность иметь личное время!

Ничего так не убеждает как собственный опыт

Мне посчастливилось побывать и на уроках литературы учителя Андрунаса. Фантастика! Ни в одной умной методичке такого не найдешь. Он в совершенстве владеет искусством вопроса. Так обыграет содержание произведения, что хочешь-не хочешь, а читать надо. Вот трудный вопрос, сама задумалась, как бы ответила. Класс притих, и неожиданное учительское: "Тихо-то как...Спасибо, ребята, что думаете..." "Беру за правило, - говорит Юрий Александрович, - то, что по силам мне, то по силам и ученику, если он работает со мной".

В школе посажен вишневый сад. Вот и решил директор построить здесь музей "Шевченківська хата". Дети возили глину, учителя делали из нее кирпичи (саман), выкладывали из них стены, старшеклассники укрыли хату очеретом, сплели из веток тын. Внутри создали интерьер украинской светлицы. Во дворе - памятник Тарасу Шевченко.

Галерею помогли построить... свиньи!

Настолько разнообразны интересы Юрия Андрунаса, что трудно даже уследить за его мыслью. Выезжая в Днепропетровск, Киев он обязательно побывает в театре, зайдет в музей, посетит выставку. Среди его знакомых и друзей - писатели, художники, скульпторы. Вот и родилась у директора идея создать в школе художественную галерею. Чем варваровские дети хуже городских? Как всегда, его мечта стала явью. В 1992 году в Варваровской школе открылась сельская художественная галерея. На ее открытие приехали деятели культуры со всех уголков Украины. И не с пустыми руками. Подарили галерее собственные произведения - картины, скульптуры, гравюры и гобелены.

И мало кто из них знал, что предшествовало этой красоте. А перед этим были... свиньи. Настоящие, со школьной свинофермы! Каждый год ребята выращивали по 20-25 голов. Часть мяса шла в школьную столовую, остальное продавали. На вырученные средства оформляли школу, приобретали литературу. Вот на эти деньги и была построена галерея. Кроме того, под руководством талантливого учителя и организатора, биолога Натальи Бузовской в школе действовала теплица. Да что теплица - оранжерея! Чего только не выращивали в ней ребята с Натальей Глебовной! А еще - пришкольный земледельческий участок, по всем правилам аграрной науки. Выращенные на нем овощи - в столовую, вторичное сырье - на свиноферму или кролеферму (кроликов тоже выращивали). И это тоже по Сухомлинскому - обучение трудом.

Снятие стресса по-японски

Тяжелую ношу взвалил на себя директор Андрунас. Коллектив должен был не отставать. Но такой темп выдерживали не все, бывало, срывались и самые закаленные. И тогда тонкий психолог, Юрий Андрунас применил японский метод снятия стресса. Он создал комнату психологической разгрузки. Такое маленькое помещение, чтобы человек смог побыть наедине с самим собой. На перемене или во время "окна" (пропуски между уроками) учитель мог присесть, прилечь, на время отгородиться ото всех, снять раздражение, успокоиться. В комнате нет окон, приглушенный мягкий свет от замаскированных ламп, успокаивающая тихая музыка, уютное кресло, диванчик, самовар и... бюст. Бюст самого Андрунаса. Рядом эбонитовая палка. Зачем? Затем, чтобы обиженный беспокойным директором или еще кем-то (но в его школе!) учитель мог взять эту палку и со всей силы отыграться на бронзовом Андрунасе!..

При Днепропетровском институте последипломного образования учителей в свое время функционировала группа творчески работающих учителей, возглавляемая заведующей кафедры психологии Светланой Гацко. В ее состав входил и Юрий Андрунас. Эта группа исколесила всю Украину, выискивая адреса педагогических новинок. Самое ценное, приемлемое Андрунас привозил в свою школу. За 40 лет педагогической работы он вырастил целую плеяду педагогов нового поколения из числа своих учеников. В их числе - и его собственная дочь Ярослава Андрунас. Супруга Юрия Александровича - под стать своему мужу: преподаватель украинского языка и литературы, талантливый учитель и наставник Нина Андрунас. Общий педагогический стаж семьи Андрунас составляет более 90 лет!

Работа Юрия Андрунаса, последователя Сухомлинского, не осталась не замеченной. Он имеет множество званий, наград, благодарностей. Но есть награда дороже всех. Ее подарила судьба. Это сельская школа, которую он сделал такой, какую хотел видеть.

Юрий Андрунас - Заслуженный учитель, отличник образования Советского Союза и Украины, учитель-методист, награжден многими грамотами и благодарностями.

[...]
Начало
[2595] [ 2596 ] [ 2597 ] [ 2598 ] [ 2599 ] [ 2600 ] [ 2601 ] [ 2602 ] [ 2603 ] [ 2604 ] [ 2605 ] [ 2606 ] [ 2607 ] [ 2608 ] [ 2609 ] [ 2610 ] [ 2611 ] [ 2612 ] [ 2613 ] [ 2614 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua