Потомок шведских витязей Карла 12-го организовал первый джаз-оркестр в Павлограде


Красавец мужчина, любимец женщин, умница, талантливейший музыкант-тромбонист и организатор - таким знали павлоградцы в 60 -70 годах Анатолия Андреевича Эндрексона, преподавателя музыкальной школы, руководителя духовых и эстрадных оркестров.

Впервые это имя прогремело в Павлограде когда в городе появилась афиша, приглашающая на концерт Павлоградского джаз-оркестра под руководством Анатолия Эндрексона, потомка шведских воинов Карла 12-го, осевших на Украине после Полтавской битвы. До этого жители нашего, тогда еще небольшого провинциального городка видели и слышали настоящий джаз только в кино, на трофейных немецких и американских кинолентах. А тут, у нас, да свой оркестр?!

Первое выступление джаз-оркестра произвело фурор

Зал был переполнен. Открылся занавес, и... зрители ахнули от изумления и восторга. На сцене в прекрасных, переливающихся под светом юпитеров концертных костюмах, сидели музыканты, в большинстве своем знакомые горожанам. В руках сверкали импортные, красивейшие инструменты: трубы, саксофоны, тромбоны. Два отделения концерта прошли на одном дыхании. Репертуар был самым модным по тем временам, включая лучшие произведения зарубежного и советского джаза, в том числе оркестров Глена Миллера, (композиции из кинофильма "Серенада солнечной долины), Леонида Утесова, Эдди Рознера, Олега Лундстрема.

Концерт произвел фурор не только у зрителей, но и у идеологических работников тогдашнего горкома партии. Посчитав, что эта музыка чужда нам, первый в Павлограде джаз-оркестр постарались быстренько прикрыть. Костюмы и инструменты постепенно растащили на другие нужды. На этом все закончилось. Но еще долго в памяти павлоградской интеллигенции теплились воспоминания о собственном настоящем полнокровном джаз-оркестре.

Такой духовой оркестр услышишь не часто

Анатолий Эндрексон, продолжал руководить духовыми оркестрами, небольшими эстрадными коллективами, преподавал в музыкальной школе. Кстати, об исключительном таланте и организаторских способностях этого человека говорит еще один эпизод. Когда умер известный в нашем городе пианист-импровизатор Игорь Пекальнис (о котором я постараюсь рассказать в следующих номерах "ПВ") Анатолий Эндрексон за два дня организовал похоронный духовой оркестр в составе более 30-ти лучших музыкантов Павлограда. На похоронную процессию собрались сотни людей. Сильнейшее эмоциональное воздействие на них оказала музыка, звучавшая на похоронах. Мой знакомый поляк после похорон сказал, что слышал подобный оркестр всего 2 раза в жизни. Первый раз в Польше, до войны, когда в Варшаве хоронили погибшего гусара. (этот род войск пользовался у поляков особым уважением поэтому ему отдавали самые высокие почести). Второй раз - в Павлограде, на похоронах Игоря Пекальниса.

Талант педагога и музыканта

Многие в городе музыканты-духовики по праву считаются его учениками. И в каждом он сумел заложить искру своего таланта. Анатолий Андреевич умел вызвать интерес к духовой музыке, увлечь за собой. Для учеников он был беспрекословным авторитетом. Влияние этого увлеченного музыкой, умнейшего, талантливого человека лично я ощущаю до сих пор. Мне пришлось играть в школьном духовом оркестре, которым руководил Анатолий Эндрексон. Несмотря, на то, что репетиции были по воскресеньям, мы бросали все свои дела и бежали с удовольствием "на оркестр". На занятиях учитель блистал остроумием, смешно пародируя неудачные моменты в исполнении оркестрантов. Но никогда не мог оскорбить или обидеть ученика. Каждая встреча с Анатолием Андреевичем была интересной, увлекательной, полезной. Таким ярким, незаурядным человеком Анатолий Эндрексон запомнился мне на всю жизнь.

[...]
Начало
[1923] [ 1924 ] [ 1925 ] [ 1926 ] [ 1927 ] [ 1928 ] [ 1929 ] [ 1930 ] [ 1931 ] [ 1932 ] [ 1933 ] [ 1934 ] [ 1935 ] [ 1936 ] [ 1937 ] [ 1938 ] [ 1939 ] [ 1940 ] [ 1941 ] [ 1942 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua