КИНЕМАТОГРАФИСТЫ, СТАЛИН ДАЛ ПРИКАЗ
Новое русское кино о войне


То, что дата "22 июня" занимает особое место в сознании постсоветских людей не вызывает сомнения. Для кого как, а для автора - это повод в очередной раз вернуться к теме Великой Отечественной войны. И поговорить о современном военном кино.

Последние несколько лет можно назвать настоящим взлетом российского кинематографа. Конечно, это не Голливуд. Но по сравнению с тем местом, в котором находилось русское кино в начале 90-х - это ого-го!Одной из "золотых жил", которую усиленно стали разрабатывать российские киношники, окрыленные свалившимися на них большими (по нашим меркам) деньгами, стала военная тема. Военная вообще и о Великой Отечественной, в частности. Одна из самых ярких и шумных премьер прошлого года - "Звезда".

ВОЙНА ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ "PEPSI"

Именно так сформулировал сверхзадачу фильма "Звезда" его продюсер Карен Шахназаров. Рассказать о Великой Отечественной без всяких идеологических "наворотов", без "чернухи" и на киноязыке, предельно близком нынешнему молодому зрителю.

За основу взяли популярнейшую в конце 40-х - начале 50-х годов 20 века одноименную повесть Эммануила Казакевича. О том, как семеро советских разведчиков сорвали немецкий план прорыва нашего фронта. К фильму подошли как к акции государственного значения. Госкино дало деньги. Сам Шахназаров спродюсировал. Долго искали режиссера и остановились на Николае Лебедеве ("Змеиный источник", "Поклонник"). Ему в помощь призвали мастистых сценаристов Евгения Григорьева и Александра Бородянского.

В результате от повести, от ее пафоса, от характеров героев, да и от самих героев ничего не осталось. Очень вольное переложение позволило донельзя изменить сюжет, оставив лишь главную линию: ушли и не вернулись. И связистку Катю, влюбленную в главного героя - лейтенанта Травкина, сидящую у рации без сна и с механическим отчаянием повторяющую: "Звезда. Звезда. Я Земля. Ответьте Земле. Звезда..."

Российская кинокритика приняла "Звезду" на ура. Как писала пресса: " Даже очень серьезные и въедливые кинокритики истово и долго аплодировали на премьере, тайком смахивая слезу..."

Увы, в отличие от слабонервных рецензентов, автор статьи не "вцеплялся до боли в ручки кресла, когда героям грозила опасность" и не "боролся с подступившим к горлу комом, когда один за другим гибли ребята". Безнадежно испорченный Голливудом, он смотрел фильм глазами как раз того поколения, к которому и пытались апеллировать создатели фильма.И первое, что сразило наповал при просмотре, так это цветущая "патриархальность" советской разведки 1944 года. Штаб корпуса шляется, как хочет и куда хочет. Группу для действий в тылу противника набирают по принципу: кто рядом проходил, того и взяли. Сержант Аниканов по дороге из госпиталя в новую часть завернул "на огонек" и - о-па! - уже в тыл к немцам. Да его все комендатуры должны искать как дезертира! Кстати, нынешняя "Звезда" - это римейк советского фильма 60-х. Так вот, в старом фильме группу подбирали прям по голливудским стандартам. А ля "Коммандо". Там Аниканов гвозди кулаком заколачивал и зубами вырывал. А здесь набрали пацанов, которые толком и "языка" после допроса ликвидировать не могут. Об их поведении в немецком тылу лучше вообще помолчим.

Это, конечно, придирки. Ведь, цитируем дальше: " Все подчинено одной сверхзадаче - показать героизм и не замаранную душевную чистоту этих ребят". Героизм лучше всего продемонстрировать в бою. Именно поэтому, наверное, герои фильма и гибнут самым глупым образом под красивую музыку Алексея Рыбникова.

В повести, кстати, четверо остались в живых, выполнили задание, и что с ними потом произошло, неизвестно.

Только не сочтите автора статьи законченным циником. Фильм снят хорошо. Наконец-то и спецэффекты на более-менее современном уровне научились делать. Одна сцена бомбардировки железнодорожной станции чего стоит! Не "Перл-Харбор", конечно. Но... Пациент скорее жив, чем мертв.

Претензии главным образом к сценаристам. Если уж решили делать боевик, так давайте по всем законам жанра. А уж такую немотивированную любовь, как у радистки Кати, лучше вообще на экране не показывать. Хотя, с другой стороны, огромное спасибо, что обошлись без эротических сцен. Не дай бог увидеть русский киносекс, бессмысленный и беспощадный.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Сдается мне, что не только желание снять современный "экшн" для современного зрителя двигало авторами "Звезды". Где-то подспудно теплилась надежда показать наконец кузькину мать "Рядовому Райану", "Тонкой красной нити", "Перл-Харбору", "Говорящим с ветром". Конечно, ни по размаху, ни по спецэффектам нам американцев не переплюнуть. Но за душу-то мы сможем нашего зрителя взять! И сделать упор не на летающие во всех направлениях оторванные руки-ноги, но на что-то другое. Наверное, так размышляли творцы. Возможно, это и удалось. И "Звезда" - действительно "красивый, духоподъемный фильм о красивых людях". Просто автор статьи этого не чувствует.

Зато он знает, что еще за два года до" Звезды", классный фильм о Великой Отечественной сделали белорусы. "В августе 44-го" по роману Владимира Богомолова "Момент истины". Режиссер - Михаил Пташук. В главных ролях - Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольников.

Сюжет, в принципе, прост. Трое контрразведчиков разыскивают группу немецких шпионов, переодетых в нашу форму. Вычисляют их, устраивают засаду и в ходе скоротечного огневого контакта берут "тепленькими". Главной ошибкой сценаристов было то, что они попытались предельно точно передать содержание романа. Вплоть до отдельных фраз. Но роман есть роман, а фильм есть фильм. В результате, у людей, в отличие от автора этой статьи не читавших "Момент истины" надцать раз, возникали недоуменные вопросы. Сам Владимир Богомолов, недовольный отснятым материалом, снял свое имя с титров.

Но зато снято все жестко и напряженно. На протяжении почти двух часов невозможно расслабиться. Хотя, вроде бы, ничего и не происходит. Постреляли немножечко только в конце. И если отбросить злокозненные всяческие сомнения в том, что "Смерш" действовал в основном ласковым словом и больше всего заботился о соблюдении социалистической законности, то фильм идет как по маслу. Тем более, что оператор сработал неплохо. Кроме того, массовки почти грандиозны. Еще не "Война и мир", но, тем не менее, в съемках была задействована почти вся белорусская армия.

Несомненно, одно. И "В августе 44-го", и "Звезда" стали настоящим мейнстримом. А произошло это потому, что российское общество и российский кинематограф переживают интереснейший период. Когда срочно понадобился

РЭМБО НА ПОЛСТАВКИ

Когда США проиграли вьетнамскую войну, на экраны вышли "Охотник на оленей" и "Апокалипсис наших дней". Потом чуточку попустило и появился "Взвод". Ведь президентом стал Рейган, и страна услышала: "Парни, вы были героями!"

Но настоящим символом избавления Голливуда от посттравматического синдрома стал Джон Рэмбо. Очень может быть, что если бы не этот накачанный ветеран, то Америка не стала бы тем, чем она есть сегодня. Ведь за Рэмбо пришли играющие бицепсами и щелкающие затворами 80-е.

Но вернемся в российские пенаты. Не успел еще кинематограф справиться с "афганским изломом", как началась война в Чечне. "Чистилище". Без комментариев. Потом начало попускать. "Кавказский пленник".

Пришел Путин и над страной прозвучало: " Будем "мочить" в сортире". "Я вас, черножопых, "мочил" и "мочить" буду!" - ответило новое русское кино устами героя "Войны". И понеслось. От стильного (в стиле military) клипа группы "Любэ", известного также как "Спецназ", через всякую "клюкву" вроде "Мужской работы", до совсем уж придурковатого "Русского спецназа". Экран заполонили свои доморощенные супергерои в камуфляже. Наивно думать, что это заказ Генштаба. Просто время такое.Вписываются ли "В августе 44-го" и "Звезда" в этот поток? Думаю, что да. Россия ищет себя. Свое место в пространстве и времени. Нация жаждет героя. Вряд ли лейтенант Травкин пожнет лавры лейтенанта Рэмбо. Ведь уже был Данила Багров. Но поиски героев нашего времени будут продолжаться.

Весь советский народ почти полвека самоутверждался, глядя кино о Великой Отечественной. Нет ничего удивительного в том, что новорожденная российская нация после десятилетия нигилизма и разрушения основ пытается опереться на проверенную временем опору. Правда, это касается не всех российских кинематографистов. Явно выпадают из контекста фильмы Александра Рогожкина" Блокпост" и" "Кукушка".

Монолитное советское военное кино кануло в лету вслед за советским мифом. Новой стране нужен новый национальный миф. И " В августе 44- го", и " Звезда" стали лишь первыми попытками перебросить абордажные мостики в прошлое и занять плацдармы для прорыва. И они заслуживают уважения, хотя бы за то, что предприняты, так сказать, на территории противника. Там, где оборону держит рядовой Райан.

Р.S. Давно хочется сказать что-нибудь об украинском кино. Но за отсутствием оного, говорить, к сожалению, не о чем.

[...]
Начало
[135] [ 136 ] [ 137 ] [ 138 ] [ 139 ] [ 140 ] [ 141 ] [ 142 ] [ 143 ] [ 144 ] [ 145 ] [ 146 ] [ 147 ] [ 148 ] [ 149 ] [ 150 ] [ 151 ] [ 152 ] [ 153 ] [ 154 ]

Информация с сайта: pv-gazeta.dp.ua